Презентация по ОБЗР на тему "Конфликты и способы их решения" (11 класс)

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 10.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация для урока ОБЗР в 11 классе
Иконка файла материала Презентация по ОБЗР на тему _Конфликты и способы их решения_ (11 класс).pptx

Конфликты и способы их разрешения

Давайте вместе с вами сейчас попробуем определить, что такое конфликт? Как вы его понимаете?

Эксперимент! Возьмите листок бумаги, который лежит перед вами, сверните его, пожалуйста, пополам, еще раз пополам. Оторвите левый угол, теперь правый. Разверните. Похожи ли наши произведения?

Мораль данного эксперимента такова: в процессе коммуникации, казалось бы, однозначная информация воспринимается по-разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта.

Что же такое конфликт?

Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликт – это противодействие субъектов по поводу возникшего противоречия, действительного или воображаемого. Причиной конфликта может стать различие в целях, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и др.
Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Так как все мы разные: у каждого свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении). И информацию мы усваиваем и передаем по-разному.

И вот мы все такие разные, живем в обществе, работаем в одном коллективе. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Эти отличия естественны и нормальны.

Соедините ладони на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую.

По опыту проведения этого упражнения известно, что левая рука начинает бессознательно оказывать сопротивление, хотя такой инструкции или демонстрации таких действий, ведущим не производится.

Обсуждение: - что вы чувствовали? - как вы себя чувствуете? - какие ощущения у вас возникли при выполнения задания? В ответ на (агрессию) раздражение мы подсознательно начинаем сопротивляться, т.е. раздражение рождает конфликт, агрессию. Если мы настроены недружелюбно по отношению к другим, они это почувствуют и неосознанно примут меры защиты.

Стили стратегий поведения в конфликте

Противоборство– стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Компромисс – умение уступить в интересах улучшения взаимоотношений.
Приспособление (уступка) – принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Избегание (уклонение) – отсутствие стремления к кооперации, отсутствие тенденций к достижению собственных целей.
Сотрудничество– альтернативный способ принятия решения, учтены интересы обеих сторон.

Для того чтобы проиллюстрировать основные стратегии поведения в конфликте, мы воспользуемся классическим примером с дележкой апельсина. Ничей апельсин попадается на глаза одновременно двум людям, причем каждому из них в данный момент апельсин бы не помешал. Что делать?

Апельсин можно поделить, не так ли?

Это стратегия компромисса, весьма почитаемая в нашей культуре. В этом случае каждому достанется пол-апельсина, а значит потребность каждой стороны удовлетворяется лишь наполовину. И вот удивительная деталь: даже если дележ происходил очень строго, у каждого участника остается смутное ощущение, что другому досталось больше.

Каждая сторона может завладеть фруктом лично, воспользовавшись для этого физической силой, социальным статусом, психологическим влиянием, возрастными или половыми привилегиями.
Это стратегия противоборства: «Мои цели мне важнее всего, остальные пусть сами решают свои проблемы.»

Апельсином можно распорядиться и нетривиально: выбросить его в окно, подарить третьему лицу, раздавить. В общем: «Зачем мы, интеллигентные люди, будем сориться из-за какого-то апельсина?»
Такова стратегия уклонения, нет объекта - нет конфликта; нет личных целей - нет проблемы.
Уклонение - это бегство от конфликта.

Фрукт может отойти в собственность одному из участников конфликта вследствие самоотверженного поступка другого: «Тебе он больше нужен, я обойдусь.»
Это стратегия уступки - отказ от собственных целей ради целей другого человека. Такой поступок мы называем альтруизмом, если уступка вызвана мотивом помощи, желанием блага и удачи другому человеку даже ценой собственной потери. Но уже совсем другое, если отказ от цели обусловлен рациональными моментами: партнер объективно силен, зачем напрасная борьба; партнер опасен, лучше отступить, и т.д.

Наконец, ситуацию вокруг апельсина можно разрешить и таким способом. Партнерам нужно позволить себе две вещи, на первый взгляд, совершенно несовместимые.
Во-первых, иметь собственные жизненные цели (в данном случае - в виде потребности в апельсине), во-вторых, признать аналогичное право за оппонентом.
Два счастливых обладателя цитруса садятся за круглый стол с тем, чтобы не спеша обсудить взаимные ожидания, опасения и тревоги.
Называется такой вариант, стратегией сотрудничества.

Успешное решение любой конфликтной ситуации, неизбежно связано со способностью прощать

Во всех конфликтных ситуациях каждый человек контролирует исключительно свои действия и не может контролировать действия, реакцию других. Если вы не прощаете своего обидчика, то вредите лишь самому себе. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.
Прощение означает, что вы “отпускаете” свой гнев и не собираетесь мстить
Избежать конфликт также можно согласием, и ответить на выпад (оскорбление, обвинение) не противостоянием, что только усугубит конфликт, а согласием, при этом не отступая от своей позиции.
(например, “Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обязательства!” - “Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать”).

Развитие конфликта зачастую напоминает снежный ком.

Небрежно брошенная фраза перерастает в ругань с личными оскорблениями, навешиванием ярлыков и т.п.
Это создаёт практически непреодолимые барьеры в общении, которые гораздо легче предотвратить, нежели разрешить конфликт на стадии их возникновения.
Но, тем не менее, есть техники, которые позволяют в некоторой степени смягчить напряженность ситуации даже в том случае, когда одна или обе из конфликтующих сторон теряют контроль над собой, над своими эмоциями и словами.

Какие навыки необходимы любому человеку при решении конфликтов?

Умение слушать
Умение справляться со стрессом, владеть своими эмоциями
Умение сохранять уверенность в себе, постоять за себя
Умение критиковать и правильно реагировать на критику
Умение принимать решение
Умение уважать друг друга, и начинать эту науку нужно с себя

Методы выхода их конфликта:

Дать выход своим чувствам, предупреждая об этом других
Найти авторитетного третьего, кто поможет разобраться в конфликте
Поставить себя на место другого человека
Осознать право на существование другой точки зрения
Быть твёрдым, говоря о проблеме, и мягким с людьми

Спасибо за внимание!