Работа с толковым словарём
Пейзаж - рисунок, картина, изображающая природу, вид.
Пейзажист - художник, специалист по пейзажам.
Эпиграф - изречение, краткая цитата, пословица, помещённая автором перед всем произведение или отдельной частью его, с целью отметить его основную идею, смысл, отношение к нему автора.
Живопись - изобразительное искусство - создание художественных образов с помощью красок.
Живописец - художник, занимающийся живописью.
Палисадник - небольшой, огороженный садик, цветник перед домом.
Прочитайте слова:
первый и последний.
- Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова?
- С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый?
Каким вы представляете первый снег?
Каким вы его видели?
Какие чувства он у вас вызывает?
Послушайте, как о первом снеге сказал
К.Г. Паустовский:
“Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного
высокого неба изредка падали
снежинки. Зима начала
хозяйничать над землей”.
Найдите образные выражения о снеге,
о зиме в тексте Паустовского.
Каково отношение самого писателя к первому снегу?
Как он это показал?
А ваше отношение к первому снегу?
Что вы чувствуете, когда его видите?
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова. Он передал своё ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада. Пластов хорошо знает жизнь русской деревни, и в своей картине он
сумел показать сельский
зимний пейзаж во всей
его красоте и прелести.
- Какое время года изобразил художник?
- Почему вы догадались, что это именно начало зимы?
- Какое время суток изображено? Как вы догадались?
- Кого изобразил художник на переднем плане? - Почему девочка и мальчик выбежали на крыльцо своей избы?
- Почему девочка закинула голову и смотрит вверх?
- Что выражает её лицо?
- Чему она радуется?
- Мальчик вышел посмотреть только на первый снег или решил что-нибудь сделать?
- Что особенно удивляет и радует детей?
- Только ли дети рады снегу?
Вопросы по картине
- Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей?
Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? Почему их удивляет первый снег
- Что ещё показывает художник на переднем плане?
Здесь есть ещё один герой- ворона. А что она переживает?
- Какое настроение создаёт картина у тебя?
- Какие строчки из отрывков стихотворений можно вспомнить, глядя на эту картину?
- Как изменились улица, крыши домов, палисадник, деревья?
- Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы. В чем это проявляется?
Выявление изобразительных средств
картины
- Обратите внимание на фон картины. Какой он, тёмный или светлый?
- А какой цвет здесь главный и почему?
- Почему художник показал на картине только часть берёзы, а не всё дерево?
- Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано?
Попробуйте описать снег, используя сравнения, эпитеты, слова, характеризующие действия снега.
снег | Как стеклянный дождь | Укрыл землю |
| Очень к лицу земле | Порошил |
Как чистые капли воды | Щекотал лицо | |
Белая скатерть полей | Кружился | |
Лебяжий пух земли | Порхал | |
Робкий и тихий | Танцевал | |
Пушистый и мохнатый | Опускался |
- Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме, они вам помогут.
- Какие чувства и настроение вызывает у вас картина?
- Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? Выберите лучший вариант из предложенных на доске.
уд…вились | восторг | |
выгл…нул | уд…вление | |
выск…чила | пиджак | |
улыбаются | палисадник | |
нахлобучил | шагающая | |
стр…кочет | обычная | |
уст…лает | будничная | |
сочетает | нарядная |
Орфографическая подготовка.
Снег пушистый, серебристый Мягким стелется ковром, И снежинки, как пушинки, Вьются весело кругом.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились: за одну ночь всё вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Девочка не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном легком платье выскочила из избы. Ноги успела сунуть в валенки. Она, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят от радости. Её брат оделся потеплее: в черный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом. Рядом, в палисаднике, растёт старая береза. Она стала пушистой и красивой. Тут же растёт мелкий куст. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле. За углом избы видна часть деревенской улицы. Вдалеке человек с санями, он тоже остановился полюбоваться снежными укрытиями. Лишь у забора осталась небольшая проталина, рядом с которой ходила серо-чёрная ворона, тоже радуясь снегу.
Радостные, удивлённые и счастливые дети смотрели на чудесную картину. Дети были рады зиме.
В своей картине художник сочетает белые, серые и коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Картину написал человек, который любит родную природу.
Образец сочинения
С неба падают снежинки, словно белые пушинки, Покрывая всё кругом мягким бархатным ковром.
Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю.
Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На её лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Берёза, вчера ещё голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая. Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм. Как волшебно изменилась природа от первого снега!
Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега.
Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что ещё раз могу пережить чувства радости при виде первого снега.
А.А. Пластов на картине "Первый снег" изобразил начало зимы. Картина передаёт тот особенный час в природе, когда на землю мягко и легко ложатся в танце первые снежинки.
Проснулись утром дети, выглянули в окно и удивились, за одну ночь всё вокруг побелело. Выбежала на крыльцо девочка с младшим братом. Она не успела даже одеться: накинула на голову большой тёплый платок и в одном лёгком платьице выскочила из избы. Только ноги успела сунуть в чёрные валенки. Вытянулась в струнку и, закинув голову, смотрит на падающий снежок. Восторг и удивление выражает её лицо. Глаза весело улыбаются, блестят - счастлива, что дождалась первого снега. Её брат оделся потеплее: в чёрный пиджак, на голову нахлобучил шапку. Мальчик смотрит на побелевшую улицу, на белые крыши деревенских изб. Он тоже доволен первым снегом.
Рядом в палисаднике, растёт старая берёза. На берёзу успела прилететь и сесть сорока. Она торопливо стрекочет на ворону, спокойно и важно шагающую по снегу. Тут же, в палисаднике, растёт мелкий кустарник. Снег засыпал его нижние ветки и прижал к земле.
За углом избы видна часть деревенской улицы. На улице появился второй мальчик. Он тоже вышел посмотреть на первый снег. Небо серое, покрыто тучами. Ветрено. Снег крупными хлопьями устилает улицу, он кое-где тут же тает.
В своей картине художник сочетает белые, серые, коричневые краски. Этим Пластов показал деревню обычной, будничной и в то же время нарядной от первого снега. Глядя на картину, мы ощущаем прелесть первого снега.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.