Что мы будем делать на уроке?
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.
Урок в 11-классе огнТема урока: Знаки препинания в БСП.
способствование осмысленному повтору темы и плодотворному применению на практике; умение определять смысловые отношения в сложном бессоюзном предложении; развивать навыки постановки знаков препинания между частями
Как вы понимаете данное изображение?
Стоит ли читать книги, стоит ли изучать различные науки, учебные предметы?
- Книги дают как минимум перспективу. Чем больше человек знает, тем он свободнее. Знание даёт возможность выбора, не ограничивает человека, делает его сильнее.
Поэтому сегодня на уроке, как и всегда мы делаем, будем стремиться к знаниям
Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.
Повторение пройденного
Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного выражается интонацией. Она может иметь значение:
-одновременности и последовательности;
-сопоставления;
-условия и времени;
-причины и следствия;
-пояснения.
Знаки | Значения | Как проверить | Примеры |
, ; | Одновременности, | Союзом и | Лес молчит, в полях идёт снег. Взошло солнышко, всё вокруг ожило. |
- | Противопоставления | Союзами а, но | Труд человека кормит- лень портит. |
: | Второе предложение называет причину | Потому что | Любите книгу: она поможет вам разобраться в пёстрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. Завьялов знал: об этом озере сложены легенды, о нём поют песни, оно бывает бурным и жестоким. |
Задание Заполните таблицу
№ | Содержание смыслового отношения между частями БСП | Знаки препинания |
1 | части БСП тесно связаны по смыслу со значение одновременности или последовательности действий; | |
2 | 2-я часть поясняет смысл 1-й части. ( а именно, то есть) | |
3 | 2-я часть предложения указывает на вывод или следствие того, о чем говорится в 1-й части.(поэтому, тогда) | |
4 | 2-я часть предложения содержит уточняюще-пояснительную информацию, которая более широко раскрывает смысл предыдущую информацию.. | |
5 | 1-я часть предложения указывает на время или условие совершение действия, о котором говорится во 2-й части.(если, когда) | |
6 | 2-я часть предложение заключает в себе вывод, следствие того, о чем говорится в 1-м. | |
7 | 2-я часть противопоставляется 1-й части (но, а) | |
8 | содержание 2-й части сравнивается с содержанием 1-й. (словно, будто) |
1). Нелегко вырастить плодовое дерево много оно требует труда и заботы.
2). Есть желание учиться будет желание и время созидать.
3). В глазах у меня потемнело голова закружилась.
4). Светлеет воздух видней дорога яснеет небо.
5) . Мелкий дождь сеет с утра выйти невозможно.
6). Алешка поднялся заря еще не занималась.
7). Он чувствует чьи-то руки прикоснулись к его плечу.
8). Ученый без трудов дерево без плодов
"Думаем вместе"
Обобщение темы:
Домашнее задание:
Упражнение 414, стр. 290 (письменно). Определить смысловые отношения между частями сложных бессоюзных предложений, используя прием замены синонимичными союзными предложениями. Объясните расстановку знаков препинания.
Вопросы для самоконтроля стр. 292. Ответить на вопросы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.