Определение деятельности
Деятельность – специфический вид человеческой активности, направленный на преобразование окружающего мира, самого себя и удовлетворение потребностей.
Структура деятельности
Субъект – человек, группа людей, общество в целом (тот, кто действует). Субъект обладает активностью, действует в соответствии со своими потребностями.
Объект – на что направлена деятельность; объект может быть изменен, преобразован или уничтожен в результате деятельности;
Мотив – стимул к деятельности, то, почему действует человек, побуждение к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности, интересы, убеждения, идеалы. У разных людей могут быть совершенно разные мотивы, при одной цели и виде деятельности. Мотивы могут быть внутренние и внешние, явные и неявные. Мотивация (более широкое понятие, чем мотив) – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека действовать определенным образом.
Цель – это осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность;
Средства, необходимые для достижения цели;
Деятельность состоит из цепи действий, например, учебная деятельность состоит из таких действий, как чтение литературы, выучивание определений и т.д.
В ходе деятельности возникают определенные продукты (результаты) деятельности – материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, а также способности, умения, знания самого человека.
Мотивация
Мотивация деятельности - это совокупность факторов, которые побуждают человека к активности и определяют направление его деятельности.
Мотивация может быть внутренней и внешней.
Внутренняя мотивация связана с интересами, потребностями и ценностями человека, а внешняя мотивация обусловлена внешними факторами, такими как награды, поощрения, давление со стороны общества или других людей.
Виды деятельности
По отношению человека к окружающему миру:
Практическая – направлена на преобразование реальных объектов природы и общества:
материально-производственная (преобразование природы);
социально-преобразовательная (преобразования в обществе).
Духовная – связана с изменением сознания людей:
познавательная (отражение реальной действительности);
прогностическая (планирование возможных последствий деятельности);
ценностно-ориентировочная (формирование отношения к миру).
Соотнесение с общественным прогрессом/ходом истории:
прогрессивная-реакционная;
созидательная-разрушительная.
В зависимости от субъекта:
индивидуальная-коллективная (групповая)
По сфере общественной жизни:
экономическая;
политическая;
социальная;
духовная.
Четыре основных вида человеческой деятельности
Игра – вид деятельности, целью которой является не получение практического результата, а собственно сам процесс (правила игры, ситуации в игре, воображаемая обстановка). Игра зачастую нацелена на развлечение и отдых, однако также способствует развитию личности, вооружает человека необходимыми навыками, позволяет осваивать новые социальные роли.
Учение – вид деятельности, направленный на приобретение новых знаний, умений и навыков.
Труд – вид деятельности, направленный на получение практически полезного результата, зачастую связан с использованием орудий труда. Характерные черты: целесообразность, нацеленность на получение ожидаемого результата, наличие мастерства, умений, знаний, преобразование окружающего мира и т.д.
Общение – вид деятельности, включающий установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми, включает в себя обмен информацией, оценками, чувствами, и конкретными действиями.
Задание
Одиннадцатиклассник готовится к поступлению в вуз. Установите соответствие между примерами и элементами его учебной деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙА) решение задачБ) консультация учителяВ) одиннадцатиклассникГ) получение высокого балла на экзаменеД) учебники
ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1) субъект2) цель3) средство достижения цели
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.