Презентация по теме "Проект по обучению грамоте "Игры со звуками, буквами и словами"

Презентация по теме "Проект по обучению грамоте "Игры со звуками, буквами и словами"

Презентации учебные
pptx
дефектология
09.02.2020
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком родного языка. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи. С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного. Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

проект по обучению грамоте.pptx

Актуальность

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком родного языка. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью  в начальной школе.

Тип проекта: практический, игровой.
Образовательная область: речевое развитие.
Форма проведения:  индивидуальная, подгрупповая.
Продолжительность проекта:  долгосрочный
Сроки проведения: с 01.10.2018 года по 31.05.2019 года.
Участники   проекта: дети , учитель-логопед, родители, воспитатели.
База исследования: МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга» п. Новый, Медведевский район, РМЭ.

Цель: подготовка к обучению грамоте и чтению.
Задачи:
- формирование у детей представлений, что такое «слово»«предложение»«текст», умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить  слова на слоги, составлять слова из слогов;
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие процессов восприятия, мышления, речи.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подбор упражнений, игр по обучению грамоте.
- Изготовление игровых пособий по обучению грамоте.
Составление перспективного плана работы
- Планирование работы с родителями по вопросу обучения грамоте и чтению детей дома.
- Разработка рекомендаций по проведению игр по обучению грамоте

Основной этап:

Работа с детьми
Игры и упражнения для усвоения образа букв. 
Звуко-слоговой анализ и синтез. 
Печатание простым карандашом в индивидуальной тетради каждой буквы по мере ее изучения.
Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв в индивидуальных тетрадях и кассах букв по заданию логопеда в течение всего учебного года.
Слоговое чтение слов, состоящих из одного и более слогов.
Чтение предложений.

Работа с родителями:
- Родительское собрание: «Обучение грамоте».
- Оформление папки-передвижки «Звукобуквенный анализ слова».
- Индивидуальные консультации с родителями.
Работа с педагогами ДОУ:
- Консультация-практикум «Игры и упражнения по обучению грамоте детей дошкольного возраста».
- Презентация игр и пособий по обучению грамоте.

Перспективное планирование

Месяц \тема

Название мероприятия

Цель

Форма

Октябрь

Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте». Анкета «Речевая готовность детей к школе». Познавательная беседа с детьми «Зачем нужно учиться читать»

Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте. Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок. Вызвать у детей интерес к обучению.

Родительское собрание.
Анкетирование.
 Беседа

Октябрь
ТЕМА «Слово»

Словесные игры: «Словесная цепочка», «Назови предметы словами», «Назови действия словами», «Назови признаки словами», «Загадки», «Угадай, какое слово загадали», «Подбери синонимы», «Скажи наоборот» (антонимы).

Обогащать словарный запас.

Дидактические игры.

Ноябрь
ТЕМА
«Предложение

Словесные игры: «Составь предложение», «Сколько слов в предложении», «Исправь ошибки в предложении». Настольно-печатные дидактические игры: «Веселый поезд», «Сколько слов в предложении», «Составь предложение по схеме», «Игра в слова», «Умные кубики», «Ромашка».

Познакомить детей с понятием «предложение».
Развитие понимания распространенных предложений.

Дидактические игры.
ООД.
 

Декабрь
ТЕМА
«Звуки»

Словесные игры: «Звук заблудился», «Четвертый лишний», «Найди букву», «Чего не стало, «Звуковая дорожка», «Кто больше назовет?», «Составь слово из звуков» Настольно-печатные дидактические игры: «Пазлы с буквами», «В гостях у сказки», «Карусель из слов, букв и слогов», «Магазин», «Укрась елочку», «Звуковое лото»,

Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим.

ООД.
Дидактические игры.

Январь
ТЕМА
«Буквы»

Настольно-печатные дидактические игры: «Найди пару», «Домино с буквами», «Мозаика с буквами», «Соедини букву с картинкой», «Посели слова в домики», «Ромашка», «Зачеркни букву...» Игры с предметами: «Выложи букву» (из палочек, нитей и т. д.)

Познакомить с алфавитом. Развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

Дидактические игры.
ООД.
Работа в тетрадях.
 

Февраль
ТЕМА «Гласные звуки», «Деление слов на слоги»
 
 

Словесные игры: «Прохлопай слово» (деление на слоги), «Кто больше слов подберет?», «Слово измени, окончание назови», «Четвертый лишний», «Телеграмма» (слоги), «Пальчики здороваются» (на каждый слог), «Закончи слово», «Добавь слог», «Не зевай, слова добавляй».
Настольно-печатные дидактические игры: «Многоэтажный дом», «Поезд» (с разным количеством окошек), «Азбука», «Собери слова» (из слогов), «Ромашка».

Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных. Продолжить знакомство со слогом, умением складывать звуки в слоги. Учить детей подбирать слово на заданный слог. Учить детей определять, сколько слогов в слове.

Дидактические игры.
ООД.
Работа в тетрадях.

Март ТЕМА «Согласные звуки»

Словесные игры: «Слова с определенным звуком», «Что в начале, что в конце», «Звенит-не звенит», «Кто больше слов подберет?», «Добавь звук». Настольно-печатные дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди букву», «Собери бусы», «Домики», «Звуковая рыбалка», «Посели слова в домики».
 

Продолжить знакомство с гласными звуками, учить отличать от согласных.
Продолжить знакомство с согласными звуками.

Игровая деятельность.
ООД.
 

Апрель ТЕМА «Звуко-слоговой анализ слов»
 

Словесные игры: «Не зевай, слова с определенным звуком называй», «Сколько слогов», «Сколько звуков», «Добавь слог», «Составь слово из слогов (из звуков)», «Продолжи ряд», «Цепочка», «Звуковая рыбка» (ладошка: начало, середина, конец слова), «Кто больше слов составит». Настольно-печатные дидактические игры: «Звуковая мозаика», «Звуковое лото», «Где кто живет?», «Веселый поезд», «Карусель из слов, букв и слогов», «Собери свою сказку», «Звуковая пирамидка», «Составь слово из слогов», «Ромашка».

Познакомить детей с звукобуквенным анализом. Учить производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

ООД Дидактические игры.
 

Май
ТЕМА «Готовимся к чтению и письму»

Разгадывание кроссвордов, ребусов, решение занимательных задач. Чтение коротких текстов. Выполнение заданий в тетрадях (обводки, штриховки, трафареты), обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Викторина «Игры со словом». Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (Эльконина Д. Б.)

Учить писать печатными буквами. Учить детей читать слоги и слова. Проверить уровень практического осознания элементов языка и речи.

Дидактическая игра.
Работа в тетрадях. Викторина. Диагностика.

Заключительный этап:

- Подведение итогов реализации проекта методом диагностирования детей.
Картотека упражнений и дидактических игр по обучению грамоте.
Лэпбук «Буквоград».



Фотоотчёт проекта

Игры на формирование  грамматического строя речи

Игра «Свойства» Цель: различать, подбирать и называть свойства предметов, пополнять словарь слов-признаков (прилагательных).

Игра «Признаки» Цель: обогащение словаря прилагательных и признаков предмета ; активизация словаря детей.

Игры и упражнения по обучению грамоте

Пазлы «Сложи слово»
Цели: запомнить буквы, научится складывать простые слоги слова, читать, а также пополнить свой словарный запас.



Кубики с буквами
Цели: учить работать с кубиками, выбирая сторону с заданной буквой, способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой.

Касса букв
Цели: запомнить буквы, научится складывать простые слоги слова, читать.

«Логопедическая ромашка». Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря.




Составь буквы из счётных палочек
Цель: закрепление знаний о буквах развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.

«Разрезные буквы»
Цель: закрепление знаний о буквах (гласные, согласные, расширение словарного запаса; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки

Звуко – буквенный анализ слова

Лэпбук по обучению грамоте «Буквоград»

Результат:

- У детей сформированы представления, что такое «слово»«предложение»«текст». Научились проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить  слова на слоги, составлять слова из слогов;
- Закрепилось правильное произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
- Сформирована устойчивая мотивация детей к чтению;
-У детей сформированы первоначальные навыки дидактической игры, чтения и письма;
-Повысилась познавательная активность, интерес к дидактическим играм у детей и их родителей.
Разработан перспективный план и картотека игр по обучению грамоте.

Обучение грамоте сложная задача, требующая целенаправленной и систематической работы. В игровой форме дети учились основным грамматическим понятиям. Дети усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют их в речи. Значительно уменьшилось число использования в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Педагогический проект Игры со звуками, буквами и словами» позволяет педагогу разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, использовать занимательный материал, включать в образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Выявлена динамика активности детей на занятиях.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.

Вывод:

Литература

Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
Е.А.Нефедова, О.В.Узорова Быстрое обучение чтению. Изд., АСТ, 2008.
Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»
Н. С. Жукова Букварь М. 2013.
Интернет -ресурсы
 

скачать по прямой ссылке
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)