Актуальность
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком родного языка. Под речевой готовностью к школе понимается взаимосвязь множества компонентов, основными из которых являются звукопроизношение, фонематический слух, звуковой анализ, словарный запас, грамматический строй, связность речи.
С каждым годом увеличивается число детей, у которых проявляются нарушения чтения. Они испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, плохо запоминают буквы, искажают слоговую структуру слова. Это приводит к низкому темпу чтения и снижению уровня понимания прочитанного.
Задача дошкольного учреждения - воспитать у детей качества речи, способствующие успешному овладению ими устной и письменной речью в начальной школе.
Тип проекта: практический, игровой.
Образовательная область: речевое развитие.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки проведения: с 01.10.2018 года по 31.05.2019 года.
Участники проекта: дети , учитель-логопед, родители, воспитатели.
База исследования:МДОБУ «Новоарбанский детский сад «Радуга» п. Новый, Медведевский район, РМЭ.
Цель: подготовка к обучению грамоте и чтению.
Задачи:
- формирование у детей представлений, что такое «слово», «предложение», «текст», умения проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить слова на слоги, составлять слова из слогов;
- формирование и закрепление правильного произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие процессов восприятия, мышления, речи.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный этап:
- Определение темы, цели, задач, содержания проекта и планируемых результатов.
- Изучение методической литературы по данной теме.
- Подбор упражнений, игр по обучению грамоте.
- Изготовление игровых пособий по обучению грамоте.
Составление перспективного плана работы
- Планирование работы с родителями по вопросу обучения грамоте и чтению детей дома.
- Разработка рекомендаций по проведению игр по обучению грамоте
Основной этап:
Работа с детьми
Игры и упражнения для усвоения образа букв.
Звуко-слоговой анализ и синтез.
Печатание простым карандашом в индивидуальной тетради каждой буквы по мере ее изучения.
Проведение игр и упражнений для усвоения образа букв в индивидуальных тетрадях и кассах букв по заданию логопеда в течение всего учебного года.
Слоговое чтение слов, состоящих из одного и более слогов.
Чтение предложений.
Работа с родителями:
- Родительское собрание: «Обучение грамоте».
- Оформление папки-передвижки «Звукобуквенный анализ слова».
- Индивидуальные консультации с родителями.
Работа с педагогами ДОУ:
- Консультация-практикум «Игры и упражнения по обучению грамоте детей дошкольного возраста».
- Презентация игр и пособий по обучению грамоте.
Перспективное планирование
Месяц \тема | Название мероприятия | Цель | Форма |
Октябрь | Обсуждение вопроса на родительском собрание «Обучение грамоте». Анкета «Речевая готовность детей к школе». Познавательная беседа с детьми «Зачем нужно учиться читать» | Приобщение родителей к проблеме обучения детей грамоте. Узнать по анкетированию, в какой помощи нуждается ребенок. Вызвать у детей интерес к обучению. | Родительское собрание. |
Октябрь | Словесные игры: «Словесная цепочка», «Назови предметы словами», «Назови действия словами», «Назови признаки словами», «Загадки», «Угадай, какое слово загадали», «Подбери синонимы», «Скажи наоборот» (антонимы). | Обогащать словарный запас. | Дидактические игры. |
Ноябрь | Словесные игры: «Составь предложение», «Сколько слов в предложении», «Исправь ошибки в предложении». Настольно-печатные дидактические игры: «Веселый поезд», «Сколько слов в предложении», «Составь предложение по схеме», «Игра в слова», «Умные кубики», «Ромашка». | Познакомить детей с понятием «предложение». | Дидактические игры. |
Декабрь | Словесные игры: «Звук заблудился», «Четвертый лишний», «Найди букву», «Чего не стало, «Звуковая дорожка», «Кто больше назовет?», «Составь слово из звуков» Настольно-печатные дидактические игры: «Пазлы с буквами», «В гостях у сказки», «Карусель из слов, букв и слогов», «Магазин», «Укрась елочку», «Звуковое лото», | Дать понятие детям, что буквы мы пишем и видим, звук слышим и произносим. | ООД. |
Январь | Настольно-печатные дидактические игры: «Найди пару», «Домино с буквами», «Мозаика с буквами», «Соедини букву с картинкой», «Посели слова в домики», «Ромашка», «Зачеркни букву...» Игры с предметами: «Выложи букву» (из палочек, нитей и т. д.) | Познакомить с алфавитом. Развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. | Дидактические игры. |
Февраль | Словесные игры: «Прохлопай слово» (деление на слоги), «Кто больше слов подберет?», «Слово измени, окончание назови», «Четвертый лишний», «Телеграмма» (слоги), «Пальчики здороваются» (на каждый слог), «Закончи слово», «Добавь слог», «Не зевай, слова добавляй». | Познакомить детей с образованием звуков согласных и гласных. Продолжить знакомство со слогом, умением складывать звуки в слоги. Учить детей подбирать слово на заданный слог. Учить детей определять, сколько слогов в слове. | Дидактические игры. |
Март ТЕМА «Согласные звуки» | Словесные игры: «Слова с определенным звуком», «Что в начале, что в конце», «Звенит-не звенит», «Кто больше слов подберет?», «Добавь звук». Настольно-печатные дидактические игры: «Четвертый лишний», «Найди букву», «Собери бусы», «Домики», «Звуковая рыбалка», «Посели слова в домики». | Продолжить знакомство с гласными звуками, учить отличать от согласных. | Игровая деятельность. |
Апрель ТЕМА «Звуко-слоговой анализ слов» | Словесные игры: «Не зевай, слова с определенным звуком называй», «Сколько слогов», «Сколько звуков», «Добавь слог», «Составь слово из слогов (из звуков)», «Продолжи ряд», «Цепочка», «Звуковая рыбка» (ладошка: начало, середина, конец слова), «Кто больше слов составит». Настольно-печатные дидактические игры: «Звуковая мозаика», «Звуковое лото», «Где кто живет?», «Веселый поезд», «Карусель из слов, букв и слогов», «Собери свою сказку», «Звуковая пирамидка», «Составь слово из слогов», «Ромашка». | Познакомить детей с звукобуквенным анализом. Учить производить фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие. | ООД Дидактические игры. |
Май | Разгадывание кроссвордов, ребусов, решение занимательных задач. Чтение коротких текстов. Выполнение заданий в тетрадях (обводки, штриховки, трафареты), обеспечивая их самостоятельный выбор и доступность. Викторина «Игры со словом». Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи (Эльконина Д. Б.) | Учить писать печатными буквами. Учить детей читать слоги и слова. Проверить уровень практического осознания элементов языка и речи. | Дидактическая игра. |
Игры на формирование грамматического строя речи
Игра «Свойства» Цель: различать, подбирать и называть свойства предметов, пополнять словарь слов-признаков (прилагательных).
Игра «Признаки» Цель: обогащение словаря прилагательных и признаков предмета ; активизация словаря детей.
Игры и упражнения по обучению грамоте
Пазлы «Сложи слово»
Цели: запомнить буквы, научится складывать простые слоги слова, читать, а также пополнить свой словарный запас.
Кубики с буквами
Цели: учить работать с кубиками, выбирая сторону с заданной буквой, способствовать запоминанию и прочтению складов с одной и той же буквой.
Касса букв
Цели: запомнить буквы, научится складывать простые слоги слова, читать.
«Логопедическая ромашка». Цель: развитие звуковой культуры речи, через автоматизацию звуков (С, З, Ш, Ж, Р, Л), их дифференциацию, совершенствование фонематического слуха; обогащение активного словаря.
Составь буквы из счётных палочек
Цель: закрепление знаний о буквах развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки.
«Разрезные буквы»
Цель: закрепление знаний о буквах (гласные, согласные, расширение словарного запаса; развитие воображения, образного мышления, мелкой моторики руки
Результат:
- У детей сформированы представления, что такое «слово», «предложение», «текст». Научились проводить звуковой и слоговой анализ слов, делить слова на слоги, составлять слова из слогов;
- Закрепилось правильное произношение звуков родного языка и соотнесение их с буквенным изображением;
- Сформирована устойчивая мотивация детей к чтению;
-У детей сформированы первоначальные навыки дидактической игры, чтения и письма;
-Повысилась познавательная активность, интерес к дидактическим играм у детей и их родителей.
Разработан перспективный план и картотека игр по обучению грамоте.
Обучение грамоте сложная задача, требующая целенаправленной и систематической работы. В игровой форме дети учились основным грамматическим понятиям. Дети усвоили основные закономерности изменения слов, соединения их в предложении, употребляют их в речи. Значительно уменьшилось число использования в речи неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных.
Педагогический проект Игры со звуками, буквами и словами» позволяет педагогу разнообразить виды деятельности с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста, использовать занимательный материал, включать в образовательную деятельность игровые ситуации, направленные на то, чтобы снять напряжение, переключить внимание детей с одного учебного задания на другое. Выявлена динамика активности детей на занятиях.
Работа по данному проекту это один из методов личностно-ориентированного обучения по обучению грамоте, который позволяет создать ситуацию успеха для каждого воспитанника и позволяет создать положительное отношение к обучению.
Вывод:
Литература
Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке»
Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2005.
Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М., 2001.
Е.А.Нефедова, О.В.Узорова Быстрое обучение чтению. Изд., АСТ, 2008.
Игровые задания для детей 6-7 лет «Начинаем писать»
Н. С. Жукова Букварь М. 2013.
Интернет -ресурсы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.