Презентация по теме "Словосочетание" 8 класс.

  • ppt
  • 10.10.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Словосочетание 8 кл..ppt

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА в 8 классе

Фокеева Любовь Николаевна
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №115 г.Екатеринбург

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Что называется словосочетанием?

Словосочетание – это два слова, соединенных между собой грамматически или по смыслу.

В словосочетании одно слово является главным, другое – зависимым.
От главного слова к зависимому задается вопрос.

главное слово зависимое

3

вопрос

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ

Выберите только словосочетания из предложенных сочетаний слов.

Хвойный лес, лес шумит, в течение часа, часы приёма, виртуозно играть, спустя рукава.

Почему не все сочетания слов являются словосочетанием?

5

Словосочетаниями не являются :

Грамматическая основа предложения

Однородные члены предложения

Служебная + самостоятельная часть речи

Фразеологический оборот

Упражнение

Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ

По главному слову:
Читать книгу, слегка прикоснуться, предложить помощь, сидеть прямо, слушать внимательно, выбирать подарок.
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар.
По зависимому слову:
Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок
Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно

Какие типы связи слов в словосочетании вы знаете?

9

АЛГОРИТМ

Обозначить «Х» (главное слово), задать вопрос к зависимому.
Определить часть речи зависимого слова.
Изменяется ли зависимое слово?
Если нет – примыкание.
Если да – изменить главное слово.
Изменяется зависимое слово?
Если да – согласование.
Если нет – управление.

Упражнение

Запишите словосочетания, объединив их в блоки. Время на выполнение – 3 минуты.

Ч..тать книгу, сле..ка прик..снуться, предл..жить помощь, к..сательная линия, тв..рящий художник, с..деть прямо, слушать вн..мательно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

Результат работы

Примыкание: Слегка прикоснуться, сидеть прямо, слушать внимательно
Согласование: Касательная линия, творящий художник, обжигающий жар
Управление: Читать книгу, предложить помощь, выбирать подарок

Потренируемся …

Определите тип связи в словосочетании СЧАСТЛИВОЕ ВРЕМЯ в предложении:

Должно быть, у каждого человека случается своё счастливое время открытий.

Потренируемся …

Определите тип связи в словосочетании В ДЕЛАХ ДОБРА из предложения:
Особое замечательное свойство внимания, что оно подчинено воле, что им можно управлять, им можно пользоваться в делах добра, равно как и зла.

Потренируемся …

Укажите вид подчинительной связи в словосочетании ПОЧУВСТВУЕТ СЕРДЕЧНО из предложения:
Но пройдёт боль, и человек опять почувствует не только филологически, но сердечно, какое очарование живёт в красоте речи.

Потренируемся …

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я осторожно повёл её домой и подумал: как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!

Потренируемся …

Из предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Медленно опускаться на парашюте.

Потренируемся …

Из предложения выпишите словосочетание, в котором использована связь УПРАВЛЕНИЕ.

Для России такой путь заказан.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Изучить § 7, выучив типы связи слов в словосочетании и алгоритм их определения.
Выполнить задание :
упражнение № 57

РЕФЛЕКСИЯ

Сегодня я узнал…
Было трудно…
Было интересно…
Я выполнял задания…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…

Я приобрел…
Я научился…
У меня получилось…
Я смог…
Я попробую…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
Мне захотелось…

СПАСИБО ЗА УРОК!