Грамматика – совокупность правил об изменении и сочетании слов в словосочетании и предложении.
Грамматическая ошибка – нарушение нормы словообразования или согласования слов в словосочетании и предложении.
Грамматические нормы
Морфологические нормы
(нормы образования форм различных частей речи)
Формы падежей во мн.числе у существительных;
Формы сравнительной и превосходной степени у прилаг. и наречий;
Формы повелительного наклонения у глаголов и т.д.
Синтаксические нормы
(нормы согласования слов и словосочетаний в предложении)
Согласование ПО
Согласование ДО
Согласование подлежащего и сказуемого
Нормы построения сложного предложения и т.д.
ЗАДАНИЕ 7
ЗАДАНИЕ 8
Ошибки, встречающиеся в задании 8 ЕГЭ
Неправильное построение предложения с причастным оборотом;
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
Неправильное построение предложения с косвенной речью;
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
Ошибка в построении предложения с однородными членами;
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
Причастный оборот – причастие с зависимым(-ыми) словом (-ами). В предложении ПО зависит от существительного или местоимения. Может располагаться как перед, так и после определяемого (главного для себя) слова.
На краю обрыва росло дерево, крепко вцепившееся своими корнями в землю и камни.
Ошибки
ПО не согласуется в роде, числе, падеже с определяемым словом.
Жители города, напуганных штормом, покинули свои дома.
Правильно: жители города, напуганные штормом, покинули свои дома
2) Внутрь ПО попадает определяемое слово (сущ./мест., от которого задается вопрос ко всему ПО)
Пришедшие зрители на встречу с актером прошли в зал.
Правильно: Зрители, пришедшие на встречу с актером, прошли в зал.
ИЛИ
Пришедшие на встречу с актером зрители прошли в зал
3) ПО отделен другими словами от своего определяемого слова.
Тренируемся
В написанном произведении А. С. Пушкиным описываются реальные исторические события и личности.
Правильно:
2) Листья ложились на землю ярко-красным ковром, опавшие в середине октября.
Правильно:
3) У ребят, обучающееся в этой школе, есть много возможностей для самореализации.
Правильно:
Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
3. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
4. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
5. Плющ, вьющееся по стене, радовал глаз.
6. Прошедшихся обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
7. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.
8. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.
9. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.
10. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.
2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимым (-ыми) словом (-ами).
Деепричастие обозначает дополнительное действие при основном, которое заключено в сказуемом. Эти два действия должно выполнять одно и то же лицо.
Ученик победил в городской олимпиаде, выполнив верно все задания.
Действие в ДО и действие из сказуемого выполняют разные объекты.
ДО употребляется в безличном предложении.
Тренируемся
Приступая к сочинению, все мысли куда-то подевались.
2) Убирая в комнате, у них сломался пылесос.
3) Наблюдая за облаками, мне было спокойно.
4) Выйдя на улицу, ему стало жарко.
Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным.
Ремень из кожи, ваза из стекла
В задании 8 приложения – это названия книг, журналов, фильмов, а также клички и прозвища.
Чаще всего такие названия заключены в кавычки.
Мальчик Сережа, город Брянск, река Ангара
Фильм «Титаник», роман «Обломов», ресторан «Созвездие»
Если в предложении есть родовое понятие (обозначение, что это: фильм, книга), то приложение остается в именительном падеже, а по падежам изменяется родовое понятие.
В фильме «Титаник», у реки Ангара
В романе «Войне и мире» описывается война 1812 года.
Правильно: В романе «Война и мир» описывается война 1812 года.
Битва под Бородино.
Правильно: Битва под Бородином, или Битва под деревней Бородино.
Тренируемся
В романе «Тихом Доне» показана жизнь донского казачества на протяжении 1912–1922 годов.
Перечисляя в романе «Бесах» темы русского спора при начале очередной оттепели, Ф.М. Достоевский упоминает «уничтожение цензуры и буквы ъ».
Ученики старших классов участвовали в постановке трагедии «Гамлета».
В «Война и мир» очень ярко проявилось умение Л.Н. Толстого изображать человеческие переживания.
В романе «Обломове» с потрясающей убедительностью показаны условия, которые привели героя к духовному краху.
Пьесой «Грозой» А.Н. Островский вызвал противоречивые оценки критиков.
На картине «Утре в сосновом лесу» Шишкин изобразил медвежью семью.
В романе «Мастере и Маргарите» Булгаков поднимает проблемы современной действительности.
Издатель журнала «Современника» А.С. Пушкин принял стихи Ф.И. Тютчева с восторгом.
В «Миргород», где изображена тихая и спокойная, пустая и бессодержательная жизнь старосветских помещиков, смех Гоголя зазвучал затаённой скорбью.
4. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Прямая речь – точное воспроизведение высказывания. При этом выделяется собственно прямая речь и слова автора.
Учитель сказал: «Я проверил контрольную работу».
Косвенная речь – воспроизведение чужой речи через придаточную часть СПП. При этом действующее лицо воспринимается как местоимение 3 лица.
Учитель сказал, что (он) проверил контрольную работу.
Игорь сказал, что «я хочу получить пятерку».
Правильно: Игорь сказал: «Хочу получить пятерку»,
или
Игорь сказал, что хочет получить пятерку.
Тренируемся
1. Онегин говорил Татьяне, что «я не создан для блаженства».
2. Войдя в комнату, Марина воскликнула, что как я рада всех видеть.
3. Учитель предложил, что «ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду».
4. Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе.
5. Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.
6. С восьми лет Ивана Гончарова отдали в частный пансион неподалёку от Симбирска, где он нашёл главного и лучшего учителя – библиотеку, и позже Гончаров, вспоминая о своём детстве, говорил, что чтение было моей школой.
7. Директор сказал мне, что, Олег Иванович, вы уволены.
8. Василий Суриков говорит о Москве, что «я как в Москву приехал, прямо спасён был: памятники, площади дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления».
9. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что лучше быть убитыми, чем полонёнными, и что хочу поломать копьё о конец поля половецкого.
10. Ребята поздравили учителя с профессиональным праздником и сказали ему, что вы делаете очень важное дело.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.