Грамматические нормы
Морфологические нормы
(нормы образования форм различных частей речи)
Формы падежей во мн.числе у существительных;
Формы сравнительной и превосходной степени у прилаг. и наречий;
Формы повелительного наклонения у глаголов и т.д.
Синтаксические нормы
(нормы согласования слов и словосочетаний в предложении)
Согласование ПО
Согласование ДО
Согласование подлежащего и сказуемого
Нормы построения сложного предложения и т.д.
ЗАДАНИЕ 7
ЗАДАНИЕ 8
Ошибки, встречающиеся в задании 8 ЕГЭ
Неправильное построение предложения с причастным оборотом;
Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом;
Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением;
Неправильное построение предложения с косвенной речью;
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм;
Ошибка в построении предложения с однородными членами;
Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Неправильное построение предложения с причастным оборотом
Причастный оборот – причастие с зависимым(-ыми) словом (-ами). В предложении ПО зависит от существительного или местоимения. Может располагаться как перед, так и после определяемого (главного для себя) слова.
На краю обрыва росло дерево, крепко вцепившееся своими корнями в землю и камни.
2) Внутрь ПО попадает определяемое слово (сущ./мест., от которого задается вопрос ко всему ПО)
Пришедшие зрители на встречу с актером прошли в зал.
Правильно: Зрители, пришедшие на встречу с актером, прошли в зал.
ИЛИ
Пришедшие на встречу с актером зрители прошли в зал
Тренируемся
В написанном произведении А. С. Пушкиным описываются реальные исторические события и личности.
Правильно:
2) Листья ложились на землю ярко-красным ковром, опавшие в середине октября.
Правильно:
3) У ребят, обучающееся в этой школе, есть много возможностей для самореализации.
Правильно:
Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
1. В центре романа образ любящей, страдающей молодой женщины от неразделённой любви.
2. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах современной медицинской науки.
3. Этой пятёрке я очень обрадовался, полученной мной впервые в жизни.
4. Вошедший был одет в крестьянский армяк, обросший бородой.
5. Плющ, вьющееся по стене, радовал глаз.
6. Прошедшихся обильные дожди в мае вызвали хороший рост трав.
7. В таком же положении находились жители прибрежных районов, отрезанных наводнением и спасающихся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.
8. Краска на штукатурке пузырится, опалённая солнцем.
9. Смешанный дождь с сажей разводит смутную слякоть.
10. Островский показал в Катерине борющийся характер против отживших устоев.
2. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Деепричастный оборот – деепричастие с зависимым (-ыми) словом (-ами).
Деепричастие обозначает дополнительное действие при основном, которое заключено в сказуемом. Эти два действия должно выполнять одно и то же лицо.
Ученик победил в городской олимпиаде, выполнив верно все задания.
Найдите ошибки и недочёты, связанные с использованием причастий и причастных оборотов. Исправьте предложения.
Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства».
Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение.
Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды.
Раскольников не может понять, что, убив старуху, мир не изменится.
Проехав 40 километров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника.
Прочитав рекомендованную литературу, студентам стали ясны их собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов.
Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце.
Взобравшись на курган, Пьеру стало видно всю панораму боя.
Поднявшись на вершину, не слышно ни одного звука из долины.
Начав работать над диссертацией, у товарища уже не оставалось времени на игру в шахматы.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Приложение – это определение, выраженное существительным.
Ремень из кожи, ваза из стекла
В задании 8 приложения – это названия книг, журналов, фильмов, а также клички и прозвища.
Чаще всего такие названия заключены в кавычки.
Мальчик Сережа, город Брянск, река Ангара
Фильм «Титаник», роман «Обломов», ресторан «Созвездие»
Если в предложении есть родовое понятие (обозначение, что это: фильм, книга), то приложение остается в именительном падеже, а по падежам изменяется родовое понятие.
В фильме «Титаник», у реки Ангара
Если родового понятия нет, то приложение изменяется по падежам.
В «Титанике», в Ангаре
Тренируемся
В романе «Тихом Доне» показана жизнь донского казачества на протяжении 1912–1922 годов.
Перечисляя в романе «Бесах» темы русского спора при начале очередной оттепели, Ф.М. Достоевский упоминает «уничтожение цензуры и буквы ъ».
Ученики старших классов участвовали в постановке трагедии «Гамлета».
В «Война и мир» очень ярко проявилось умение Л.Н. Толстого изображать человеческие переживания.
В романе «Обломове» с потрясающей убедительностью показаны условия, которые привели героя к духовному краху.
Пьесой «Грозой» А.Н. Островский вызвал противоречивые оценки критиков.
На картине «Утре в сосновом лесу» Шишкин изобразил медвежью семью.
В романе «Мастере и Маргарите» Булгаков поднимает проблемы современной действительности.
Издатель журнала «Современника» А.С. Пушкин принял стихи Ф.И. Тютчева с восторгом.
В «Миргород», где изображена тихая и спокойная, пустая и бессодержательная жизнь старосветских помещиков, смех Гоголя зазвучал затаённой скорбью.
4. Неправильное построение предложения с косвенной речью
Прямая речь – точное воспроизведение высказывания. При этом выделяется собственно прямая речь и слова автора.
Учитель сказал: «Я проверил контрольную работу».
Косвенная речь – воспроизведение чужой речи через придаточную часть СПП. При этом действующее лицо воспринимается как местоимение 3 лица.
Учитель сказал, что (он) проверил контрольную работу.
Тренируемся
1. Онегин говорил Татьяне, что «я не создан для блаженства».
2. Войдя в комнату, Марина воскликнула, что как я рада всех видеть.
3. Учитель предложил, что «ребята, давайте посадим несколько деревьев в школьном саду».
4. Учитель поинтересовался, что кто отсутствует в классе.
5. Мама спросила, что смогу ли я помочь ей вымыть окна.
6. С восьми лет Ивана Гончарова отдали в частный пансион неподалёку от Симбирска, где он нашёл главного и лучшего учителя – библиотеку, и позже Гончаров, вспоминая о своём детстве, говорил, что чтение было моей школой.
7. Директор сказал мне, что, Олег Иванович, вы уволены.
8. Василий Суриков говорит о Москве, что «я как в Москву приехал, прямо спасён был: памятники, площади дали мне ту обстановку, в которой я мог поместить свои сибирские впечатления».
9. Обращаясь к дружине, Игорь сказал, что лучше быть убитыми, чем полонёнными, и что хочу поломать копьё о конец поля половецкого.
10. Ребята поздравили учителя с профессиональным праздником и сказали ему, что вы делаете очень важное дело.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.