Презентация по теме "Задание 21"
Оценка 4.8

Презентация по теме "Задание 21"

Оценка 4.8
pptx
09.01.2021
Презентация по теме "Задание 21"
ЕГЭ 21 Анализируем смысловые связи.pptx

Работаем с текстом художественного стиля

Работаем с текстом художественного стиля

Работаем с текстом
художественного стиля

Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил

Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы...
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего пла­ва­ния, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.

Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил

Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил

(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы….

Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со
стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие
события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть
основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения.
И. Р. Гальперин

Благодаря ретроспекции читатель может

узнать неизвестные ранее сведения,

переосмыслить их,

проникнуть в авторский замысел.

Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях композиции

Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях композиции

Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях


композиции

На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), объясняет события настоящего.
Завязка драматического сюжета находится за временными пределами настоящего — в недавнем прошлом героя.

авторской
позиции

Ретроспективная позиция автора позволяет читателю сосредоточить внимание не столько на событии, сколько на поведении героя.

изображения
героя

При изображении героя ретроспекция осуществляется в формах его, воспоминаний, последовательных событий.
Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории героя, оценка, ключи к пониманию персонажа или его мотивации, усиление драмы в настоящем.


изобразительно-выразительных средств

Характерными изобразительно-выразительными средствами приема ретроспекции в литературе являются простые противопоставления (здесь — там, теперь — тогда, ложь – правда, вымысел –истина и т.д.), противопоставления времени и видов глагола (наст. вр., сов. вид — прош. вр., несов. в.), организация самой речи, язык и т.п.

Роль начала художественного текста

Роль начала художественного текста

Роль начала художественного текста

Кто?
Где?
Когда?

Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит

Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит

3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.

не зажёг маячный огонь

угодил на полгода в госпиталь

не присвоили очередное звание

демобилизовали одним из первых

НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
Не нравящийся своими качествами, противный. Н. вкус.
Вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.

| сущ. неприятность, и, ж.

Синонимы

беда, горе, огорчение, удар, скорбь, несчастье, зло

Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы

Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы

(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.

(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.

Начало текста Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль

Начало текста Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль

Начало текста

Кроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль.

Позволяет увидеть

психологический портрет героя, в основе которого лежит безответственное отношение к жизни и к окружающим.

отношение героя к окружающим, своим поступкам («маленький, рядовой случай»);

восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);

Алгоритм работы над сочинением

Алгоритм работы над сочинением

Алгоритм работы над сочинением

Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)

Находим первый пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы

Поясняем первый пример

Находим второй пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы

Поясняем второй пример

Определяем вид смысловой связи между ними

Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её

Формулируем авторскую позицию

Формулируем собственную позицию

Обосновываем свою точку зрения

Работаем с текстом Прошлое Настояшее

Работаем с текстом Прошлое Настояшее

Работаем с текстом

Прошлое

Настояшее

Старший лейтенант, штурман, хороший моряк

Треклятый ревмокардит, увольнение из армии, несостоявшаяся карьера

«Водораздел судьбы» –
«маленький, рядовой случай»

Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события

Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ

Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию

Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки


Причина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»

следствие

решился идти в море в сильнейший шторм

бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот)

обманул командира

подверг смертельной опасности матросов

получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит»)

загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и демобилизовали


Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать причиной очень серьёзных последствий. В данном случае Эта безответственность Шаталова разрушила его жизнь.

Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов поставленной проблемы?

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Противопоставление частей информации

(13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях.

(14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов.

В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?

Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться обстоятельства. 

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Сопоставление частей информации

(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (18)Просто судьба изменила

В чём смысл сопоставления этих частей информации?

(20)…Удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.

Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок, болен и несчастлив.

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Проблема ответственности человека за свои поступки

Уточнение, дополнение информации

(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.

Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности.

(10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!

Скачать файл