Презентация по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" учитель :Михалкина Наталья Викторовна
Оценка 4.9

Презентация по внеурочной деятельности "Грамотный читатель" учитель :Михалкина Наталья Викторовна

Оценка 4.9
Презентации учебные
pptx
чтение
14.12.2022
Презентация по внеурочной деятельности  "Грамотный читатель" учитель :Михалкина Наталья Викторовна
Презентация Microsoft PowerPoint.pptx

Внеурочная деятельность «Грамотный читатель»

Внеурочная деятельность «Грамотный читатель»

Внеурочная деятельность «Грамотный читатель» Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к «Козявочка» учитель: Михалкина Наталья Викторовна

Цели урока: 1. Познакомить с особенностями сказок

Цели урока: 1. Познакомить с особенностями сказок

Цели урока:
1.     Познакомить с особенностями сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.
2.     Развитие умений анализировать произведения, навыки выразительного, осознанного чтения.
3.     Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро.
Оборудование: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, выставка книг, схема анализа литературной сказки.
Литература: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Организационный момент. Богата история земли, на которой мы живѐм

Организационный момент. Богата история земли, на которой мы живѐм

Организационный момент. Богата история земли, на которой мы живѐм . Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники.   Куда ни взгляни – всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озѐр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край  .  На Урале живет народ талантливый, смышлёный, мастеровой, который любит сказки, да присказки.
Ребята ,сегодня у нас в гостях сказка уральского писателя Дмитрия Мамин-Сибиряка, Он писал сказки для своей дочери . Сказка называется-«Сказочка про козявочку»
Давайте сначала познакомимся с биографией писателя.

Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к

Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к

Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к


Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к (настоящая фамилия Мамин; 25 октября [6 ноября] 1852,

Выдающийся писатель-прозаик, драматург. У произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка есть две отличительные черты – они очень красочные и реалистичныеРодился Дмитрий Мамин в поселке Висимо-Шайтанского завода 25 октября (6 ноября) 1852 года. В настоящее время этот поселок называется просто Висим. Отец будущего писателя – заводской священник Наркис Мамин, мама – дочь дьякона Анна Степанова. После него в семье родилось еще трое детей – дочь Елизавета и сыновья Владимир и Николай.. Наркис Мамин был священником Никольского храма поселка Висим, членом Уральского общества любителей естествознания. Мама учила детишек, приходивших за знаниями в местную церковноприходскую школу, причем даже не получала за это зарплату. Дмитрий всегда вспоминал свои детские годы с улыбкой на лице, он считал их самым счастливым периодом своей жизни, особенно, если сравнивать с более поздними годами его биографии. Мамин вспоминал, что родители его не то, что не били, даже ни разу не упрекнули и не повысили на него голос. Мальчик рос в обстановке любви и уважительного отношения друг к другу.

Дмитрий Наркисович с отцом и братом

Дмитрий Наркисович с отцом и братом

Дмитрий Наркисович с отцом и братом

В домашних стенах, его окружали любимые люди, не менее любимые книги.

Художественное своеобразие «Аленушкины сказки»

Художественное своеобразие «Аленушкины сказки»

Художественное своеобразие

«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка – это сказки, написанные специально для детей, с воспитательными и образовательными целями, поэтому художественные образы, композиция, стиль, язык доступны и понятны для ребенка.Художественные приемы сказок тоже соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои, которые близки и знакомы ребенку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Автор нередко называет их в уменьшительно – ласкательной форме (Козявочка, Цветочек, Червячок) или дает смешные клички (Комар Комарович – длинный нос, мохнатый Миша-короткий хвост). Чтобы заинтересовать ребенка Мамин Сибиряк умело сочетает реальную действительность и фантастику. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обычно: у куклы Ани немного попорчен носик, у Кати недостает одной руки, «сильно подержанный Клоун» ковыляющий на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но все эти знакомые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа (олицетворение- одухотворение неодушевленного мира).Мамин-Сибиряк использует в «Аленушкиных сказках» аллегорию и антропоморфизм. «Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает». В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям, но говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…»В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль.

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Сказка про Козявочку
Как родилась Козявочка, – никто не видал. Это был солнечный весенний день.
Козявочка посмотрела кругом и сказала:
– Хорошо!..
Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, еще посмотрела кругом и сказала:
– Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, – хорошо, хорошо!.. И всё мое!..
Вопрос по тексту
В какое время года родилась козявочка?
 
Зимой весной
летом осенью

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.
– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.
Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.
– Ах, какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.
– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.
– И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И всё мое,мое…

Что смогла попробовать на вкус Козявочка, появившись на свет?
 
пчелиный мёд утреннюю росу цветочный сок капельки дождя

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Не успела она еще договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель, и прямо к цветочку.
– Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьет мой сладкий сок? Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи, пока я не ужалил тебя!
– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Всё, всё мое…
– Жжж… Нет, мое!..
Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась.
– Какой грубиян этот Шмель… Даже удивительно!.. Еще ужалить хотел… Ведь всё мое – и солнышко, и травки, и цветочки.


Какое сердитое и грубое насекомое встретила Козявочка в цветке?
 
шмеля
осу
бабочку
майского жука

Задания на читательскую грамотность –

Задания на читательскую грамотность –

Задания на читательскую грамотность

– Нет уж, извините, – мое! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.
Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:
– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а вы со мной не спорьте!..
– Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы – народ легкомысленный, а я Червячок серьезный… Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свидания!.

.
Кого повстречала Козявочка на стебле травы?
 
мохнатую гусеницу
мохнатого червячка
зелёного кузнечика
маленького комарика

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно, что, кроме солнышка, синего неба и зеленой травки, есть еще сердитые шмели, серьезные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для нее, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так… Не может этого быть.
 Летит Козявочка дальше и видит – вода.
– Уж это мое! – весело запищала она.– Моя вода… Ах, как весело!.. Тут и травка и цветочки.
А навстречу Козявочке летят другие козявочки.
– Здравствуй, сестрица!
– Здравствуйте, милые… А то уж мне тут скучно одной летать. Что вы тут делаете?
– А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело. Ты недавно родилась?
– Только сегодня… Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка… Я думала, что всё мое, а они говорят, что всё ихнее.
Другие козявочки успокоили гостью и пригласили играть вместе. Над водой козявки играли, кружились, летали, пищали. Наша Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьезного Червяка.
– Ах, как хорошо! – шептала она в восторге. – Всё мое: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, – не понимаю. Всё мое, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я , я позволяю
 
Как встретили Козявочку сестрицы?
 
рассердились на неё и прогнали
позвали ее поплавать
успокоили и позвали поиграть с ними
позвали пообедат

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть на болотную осоку. Надо же и отдохнуть в самом то деле. Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей пролетел мимо, точно кто камень бросил.
– Ай, ой! – закричали козявочки и бросились врассыпную. Когда воробей улетел, недосчитались целого десятка козявочек.
– Ах, разбойник! – бранились старые козявочки. – Целый десяток съел. Это было похуже Шмеля. Козявочка начала бояться и спряталась с другими молодыми козявочками еще дальше в болотную траву. Но здесь – другая беда: двух козявочек съела рыбка, а двух – лягушка.
– Что же это такое? – удивлялась Козявочка. – Это уж совсем ни на что не похоже… Так и жить нельзя. У, какие гадкие!..
Хорошо, что козявочек было много, и убыли никто не замечал. Да еще прилетели новые козявочки, которые только что родились. Они летели и пищали:
– Всё наше… Всё наше…
– Нет, не всё наше, – крикнула им наша Козявочка. – Есть еще сердитые шмели, серьезные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!..
Впрочем, наступила ночь, и все козявочки попрятались в камышах, где было так тепло. Высыпали звезды на небе, взошел месяц, и всё отразилось в воде. Ах, как хорошо было!..
О каких врагах предупреждала Козявочка других козявочек

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Задания на читательскую грамотность

Мой месяц, мои звезды», – думала наша Козявочка, но никому этого не сказала: вдруг отнимут и это…
Так прожила Козявочка целое лето.
Много она веселилась, а много было и неприятного. Два раза ее чуть-чуть не проглотил проворный стриж; потом незаметно подобралась лягушка, – мало ли у козявочек всяких врагов! А были и свои радости. Козявочка другую такую же козявочку с мохнатыми усиками встретила. Та и говорит:
– Какая ты хорошенькая, Козявочка… Будем жить вместе.
И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густую траву и сказала:
– Ах, как я устала!..
Никто не видал, как Козявочка умерла.
Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.
Чем закончилось лето для Козявочки?
 
она уснула
она превратилась в бабочку
улетела на юг
её съела лягушка

Работа по тексту – Что же составляет сюжет сказки? +Основу сюжета сказки составляет рождение

Работа по тексту – Что же составляет сюжет сказки? +Основу сюжета сказки составляет рождение

Работа по тексту

 
 Что же составляет сюжет сказки?
+Основу сюжета сказки составляет рождение Козявочки и ее столкновение с препятствиями, опасностями (шмель, червячок, лягушки). Финал сказки – смерть Козявочки, засыпание до следующей весны.
Задание 2
Какова композиция сказки?
+Повествование ведется от лица автора, наблюдателя.
Сказка состоит из трех частей:
1 – рождение Козявочки и ее взгляд на мир в этот момент.
2 – изменение мировоззрения Козявочки из-за произошедших с ней событий.
3 – конец жизни Козявочки. Анализ событий, произошедших с нею в жизни.
Задание 3
Есть ли волшебные явления, предметы?
+Волшебством является то, что все животные разговаривают.
Задание 4
Дайте характеристику героям сказки.
+ Козявочка (мелкое насекомое). Сначала легкомысленна, но по ходу сюжета сказки встречается с некоторыми препятствиями, которые меняют ее характер – заставляют приспосабливаться к жизни, привыкать к трудностям, успешно преодолевать их.
Цветочек – добрый, помогает Козявочке при рождении, накормил ее.
Шмель – сердитый, грозный, грубый, первый отрицательный герой, с которым столкнулась Козявочка.
Червячок – серьезный, строгий, считающий, что все принадлежит ему: и травка, и цветочки.
Другие козявочки – легкомысленные, как и Козявочка.
Воробьи, рыбки, лягушки показаны в сказке как враги, препятствующие жизни Козявочек.
Задание 5
Какова же тема сказки?
+ Невозможно переделать мир, возможно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага. Не нужно злиться на мир, стоит реально оценивать свои возможности и надеяться на лучшее, свято верить в справедливость, добро.
Задание 7
О чем узнают дети, прочитав сказку, раскройте познавательный момент.
+Из сказки дети узнают о жизни насекомых, чем они питаются, о том, что насекомыми питаются птицы (воробей), земноводные и рыбы.

Задание на финансовую грамотность

Задание на финансовую грамотность

Задание на финансовую грамотность

Однажды Козявочка была приглашена организатором праздничного стола на День рождения в сказочную страну. Она взялась за подготовку предложенного мероприятия, составила список, что им нужно подготовить:
- продукты
- посуду
- украшение стола
I. Для угощения
Для угощения Козявочка составил меню:
2) Пирожные
3) Напиток
Задание 1. Посчитайте какую сумму денег потратит Козявочка на все продукты для стола
Задание 2*. Козявочка зашла в кондитерскую за пирожными. Там она ознакомилась с прейскурантом.
Ознакомившись с ценами Козявочке надо было выбрать, какая покупка будет дешевле: 16 пирожных или 2 торта. Помогите ей сделать это.

Задание 3 . Козявочка отправилась в магазин

Задание 3 . Козявочка отправилась в магазин

Задание 3

. Козявочка отправилась в магазин ИКЕА, чтобы купить предметы сервировки стола. Она выбрала чайный набор (блюдце и чашка) за 10 руб. У нее в кошельке были монеты:
Сосчитайте, сколько денег останется у Козявочки после покупки.

Задание на финансовую грамотность

Задание на финансовую грамотность

Задание на финансовую грамотность

Дополнительные задания*
2. В ИКЕА Козявочке на глаза попался плакат
На оставшиеся у него деньги она решила помочь детям России. Какую игрушку она сможет купить

Творческое задание Какой вы представляете себе

Творческое задание Какой вы представляете себе

Творческое задание

Какой вы представляете себе Козявочку. Нарисуйте.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2022