Цели урока:
1. Познакомить с особенностями сказок Д.Н.Мамина-Сибиряка.
2. Развитие умений анализировать произведения, навыки выразительного, осознанного чтения.
3. Воспитывать положительные жизненные позиции, веру в лучшее, добро.
Оборудование: портрет Д.Н.Мамина-Сибиряка, выставка книг, схема анализа литературной сказки.
Литература: Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Организационный момент.Богата история земли, на которой мы живѐм . Здесь гармонично сочетаются красота природы, загадки былого, удивительные памятники. Куда ни взгляни – всюду окружают нас величественные леса, зеркальная гладь озѐр и синие горы. Многообразию легенд и сказаний, написанных об Урале, может позавидовать любой край . На Урале живет народ талантливый, смышлёный, мастеровой, который любит сказки, да присказки.
Ребята ,сегодня у нас в гостях сказка уральского писателя Дмитрия Мамин-Сибиряка, Он писал сказки для своей дочери . Сказка называется-«Сказочка про козявочку»
Давайте сначала познакомимся с биографией писателя.
Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к
Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к (настоящая фамилия Мамин; 25 октября [6 ноября] 1852,
Выдающийся писатель-прозаик, драматург. У произведений Дмитрия Мамина-Сибиряка есть две отличительные черты – они очень красочные и реалистичныеРодился Дмитрий Мамин в поселке Висимо-Шайтанского завода 25 октября (6 ноября) 1852 года. В настоящее время этот поселок называется просто Висим. Отец будущего писателя – заводской священник Наркис Мамин, мама – дочь дьякона Анна Степанова. После него в семье родилось еще трое детей – дочь Елизавета и сыновья Владимир и Николай.. Наркис Мамин был священником Никольского храма поселка Висим, членом Уральского общества любителей естествознания. Мама учила детишек, приходивших за знаниями в местную церковноприходскую школу, причем даже не получала за это зарплату. Дмитрий всегда вспоминал свои детские годы с улыбкой на лице, он считал их самым счастливым периодом своей жизни, особенно, если сравнивать с более поздними годами его биографии. Мамин вспоминал, что родители его не то, что не били, даже ни разу не упрекнули и не повысили на него голос. Мальчик рос в обстановке любви и уважительного отношения друг к другу.
Художественное своеобразие
«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка – это сказки, написанные специально для детей, с воспитательными и образовательными целями, поэтому художественные образы, композиция, стиль, язык доступны и понятны для ребенка.Художественные приемы сказок тоже соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои, которые близки и знакомы ребенку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Автор нередко называет их в уменьшительно – ласкательной форме (Козявочка, Цветочек, Червячок) или дает смешные клички (Комар Комарович – длинный нос, мохнатый Миша-короткий хвост). Чтобы заинтересовать ребенка Мамин Сибиряк умело сочетает реальную действительность и фантастику. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обычно: у куклы Ани немного попорчен носик, у Кати недостает одной руки, «сильно подержанный Клоун» ковыляющий на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но все эти знакомые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа (олицетворение- одухотворение неодушевленного мира).Мамин-Сибиряк использует в «Аленушкиных сказках» аллегорию и антропоморфизм. «Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает». В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям, но говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…»В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль.
Задания на читательскую грамотность
Сказка про Козявочку
Как родилась Козявочка, – никто не видал. Это был солнечный весенний день.
Козявочка посмотрела кругом и сказала:
– Хорошо!..
Расправила Козявочка свои крылышки, потерла тонкие ножки одна о другую, еще посмотрела кругом и сказала:
– Как хорошо!.. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, – хорошо, хорошо!.. И всё мое!..
Вопрос по тексту
В какое время года родилась козявочка?
Зимой весной
летом осенью
Задания на читательскую грамотность
Еще потерла Козявочка ножками и полетела. Летает, любуется всем и радуется. А внизу травка так и зеленеет, а в травке спрятался аленький цветочек.
– Козявочка, ко мне! – крикнул цветочек.
Козявочка спустилась на землю, вскарабкалась на цветочек и принялась пить сладкий цветочный сок.
– Ах, какой ты добрый, цветочек! – говорит Козявочка, вытирая рыльце ножками.
– Добрый-то добрый, да вот ходить не умею, – пожаловался цветочек.
– И все-таки хорошо, – уверяла Козявочка. – И всё мое,мое…
Что смогла попробовать на вкус Козявочка, появившись на свет?
пчелиный мёд утреннюю росу цветочный сок капельки дождя
Задания на читательскую грамотность
Не успела она еще договорить, как с жужжанием налетел мохнатый Шмель, и прямо к цветочку.
– Жж… Кто забрался в мой цветочек? Жж… кто пьет мой сладкий сок? Ах ты, дрянная Козявка, убирайся вон! Жжж… Уходи, пока я не ужалил тебя!
– Позвольте, что же это такое? – запищала Козявочка. – Всё, всё мое…
– Жжж… Нет, мое!..
Козявочка едва унесла ноги от сердитого Шмеля. Она присела на травку, облизала ножки, запачканные в цветочном соку, и рассердилась.
– Какой грубиян этот Шмель… Даже удивительно!.. Еще ужалить хотел… Ведь всё мое – и солнышко, и травки, и цветочки.
Какое сердитое и грубое насекомое встретила Козявочка в цветке?
шмеля
осу
бабочку
майского жука
Задания на читательскую грамотность
– Нет уж, извините, – мое! – проговорил мохнатый Червячок, карабкавшийся по стебельку травки.
Козявочка сообразила, что Червячок не умеет летать, и заговорила смелее:
– Извините меня, Червячок, вы ошибаетесь… Я вам не мешаю ползать, а вы со мной не спорьте!..
– Хорошо, хорошо… Вот только мою травку не троньте. Я этого не люблю, признаться сказать… Мало ли вас тут летает… Вы – народ легкомысленный, а я Червячок серьезный… Говоря откровенно, мне всё принадлежит. Вот заползу на травку и съем, заползу на любой цветочек и тоже съем. До свидания!.
.
Кого повстречала Козявочка на стебле травы?
мохнатую гусеницу
мохнатого червячка
зелёного кузнечика
маленького комарика
Задания на читательскую грамотность
В несколько часов Козявочка узнала решительно всё, именно, что, кроме солнышка, синего неба и зеленой травки, есть еще сердитые шмели, серьезные червячки и разные колючки на цветах. Одним словом, получилось большое огорчение. Козявочка даже обиделась. Помилуйте, она была уверена, что всё принадлежит ей и создано для нее, а тут другие то же самое думают. Нет, что-то не так… Не может этого быть.
Летит Козявочка дальше и видит – вода.
– Уж это мое! – весело запищала она.– Моя вода… Ах, как весело!.. Тут и травка и цветочки.
А навстречу Козявочке летят другие козявочки.
– Здравствуй, сестрица!
– Здравствуйте, милые… А то уж мне тут скучно одной летать. Что вы тут делаете?
– А мы играем, сестрица… Иди к нам. У нас весело. Ты недавно родилась?
– Только сегодня… Меня чуть Шмель не ужалил, потом я видела Червяка… Я думала, что всё мое, а они говорят, что всё ихнее.
Другие козявочки успокоили гостью и пригласили играть вместе. Над водой козявки играли, кружились, летали, пищали. Наша Козявочка задыхалась от радости и скоро совсем забыла про сердитого Шмеля и серьезного Червяка.
– Ах, как хорошо! – шептала она в восторге. – Всё мое: и солнышко, и травка, и вода. Зачем другие сердятся, – не понимаю. Всё мое, а я никому не мешаю жить: летайте, жужжите, веселитесь. Я , я позволяю
Как встретили Козявочку сестрицы?
рассердились на неё и прогнали
позвали ее поплавать
успокоили и позвали поиграть с ними
позвали пообедат
Задания на читательскую грамотность
Поиграла Козявочка, повеселилась и присела отдохнуть на болотную осоку. Надо же и отдохнуть в самом то деле. Смотрит Козявочка, как веселятся другие козявочки; вдруг, откуда ни возьмись, воробей пролетел мимо, точно кто камень бросил.
– Ай, ой! – закричали козявочки и бросились врассыпную. Когда воробей улетел, недосчитались целого десятка козявочек.
– Ах, разбойник! – бранились старые козявочки. – Целый десяток съел.Это было похуже Шмеля. Козявочка начала бояться и спряталась с другими молодыми козявочками еще дальше в болотную траву. Но здесь – другая беда: двух козявочек съела рыбка, а двух – лягушка.
– Что же это такое? – удивлялась Козявочка. – Это уж совсем ни на что не похоже… Так и жить нельзя. У, какие гадкие!..
Хорошо, что козявочек было много, и убыли никто не замечал. Да еще прилетели новые козявочки, которые только что родились. Они летели и пищали:
– Всё наше… Всё наше…
– Нет, не всё наше, – крикнула им наша Козявочка. – Есть еще сердитые шмели, серьезные червяки, гадкие воробьи, рыбки и лягушки. Будьте осторожны, сестрицы!..
Впрочем, наступила ночь, и все козявочки попрятались в камышах, где было так тепло. Высыпали звезды на небе, взошел месяц, и всё отразилось в воде.Ах, как хорошо было!..
О каких врагах предупреждала Козявочка других козявочек
Задания на читательскую грамотность
Мой месяц, мои звезды», – думала наша Козявочка, но никому этого не сказала: вдруг отнимут и это…
Так прожила Козявочка целое лето.
Много она веселилась, а много было и неприятного. Два раза ее чуть-чуть не проглотил проворный стриж; потом незаметно подобралась лягушка, – мало ли у козявочек всяких врагов! А были и свои радости. Козявочка другую такую же козявочку с мохнатыми усиками встретила. Та и говорит:
– Какая ты хорошенькая, Козявочка… Будем жить вместе.
И зажили вместе, совсем хорошо зажили. Куда одна, туда и другая. И не заметили, как лето пролетело. Начались дожди, холодные ночи. Наша Козявочка нанесла яичек, спрятала их в густую траву и сказала:
– Ах, как я устала!..
Никто не видал, как Козявочка умерла.
Да она и не умерла, а только заснула на зиму, чтобы весной проснуться снова и снова жить.
Чем закончилось лето для Козявочки?
она уснула
она превратилась в бабочку
улетела на юг
её съела лягушка
Работа по тексту
– Что же составляет сюжет сказки?
+Основу сюжета сказки составляет рождение Козявочки и ее столкновение с препятствиями, опасностями (шмель, червячок, лягушки). Финал сказки – смерть Козявочки, засыпание до следующей весны.
Задание 2
Какова композиция сказки?
+Повествование ведется от лица автора, наблюдателя.
Сказка состоит из трех частей:
1 – рождение Козявочки и ее взгляд на мир в этот момент.
2 – изменение мировоззрения Козявочки из-за произошедших с ней событий.
3 – конец жизни Козявочки. Анализ событий, произошедших с нею в жизни.
Задание 3
Есть ли волшебные явления, предметы?
+Волшебством является то, что все животные разговаривают.
Задание 4
Дайте характеристику героям сказки.
+ Козявочка (мелкое насекомое). Сначала легкомысленна, но по ходу сюжета сказки встречается с некоторыми препятствиями, которые меняют ее характер – заставляют приспосабливаться к жизни, привыкать к трудностям, успешно преодолевать их.
Цветочек – добрый, помогает Козявочке при рождении, накормил ее.
Шмель – сердитый, грозный, грубый, первый отрицательный герой, с которым столкнулась Козявочка.
Червячок – серьезный, строгий, считающий, что все принадлежит ему: и травка, и цветочки.
Другие козявочки – легкомысленные, как и Козявочка.
Воробьи, рыбки, лягушки показаны в сказке как враги, препятствующие жизни Козявочек.
Задание 5
Какова же тема сказки?
+ Невозможно переделать мир, возможно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага. Не нужно злиться на мир, стоит реально оценивать свои возможности и надеяться на лучшее, свято верить в справедливость, добро.
Задание 7
О чем узнают дети, прочитав сказку, раскройте познавательный момент.
+Из сказки дети узнают о жизни насекомых, чем они питаются, о том, что насекомыми питаются птицы (воробей), земноводные и рыбы.
Задание на финансовую грамотность
Однажды Козявочка была приглашена организатором праздничного стола на День рождения в сказочную страну. Она взялась за подготовку предложенного мероприятия, составила список, что им нужно подготовить:
- продукты
- посуду
- украшение стола
I. Для угощения
Для угощения Козявочка составил меню:
2) Пирожные
3) Напиток
Задание 1. Посчитайте какую сумму денег потратит Козявочка на все продукты для стола
Задание 2*. Козявочка зашла в кондитерскую за пирожными. Там она ознакомилась с прейскурантом.
Ознакомившись с ценами Козявочке надо было выбрать, какая покупка будет дешевле: 16 пирожных или 2 торта. Помогите ей сделать это.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.