Презентация "Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра"

  • ppt
  • 24.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.
Иконка файла материала 2019 презентация к РАС .ppt



Примерная
адаптированная основная образовательная программа
дошкольного образования
для детей с расстройствами аутистического спектра



Городское педагогическое методическое объединение учителей-логопедов и учителей-дефектологов


Творческая группа:
Ляра Наталья Анатольевна
учитель-логопед д/с 34,
Сингур Елена Алексеевна
учитель-логопед д/с 36
Галкина Наталья Александровна
учитель-логопед д/с 36,
Титова Лариса Викторовна
учитель-дефектолог д/с 36,
Чен Любовь Васильевна
Педагог-психолог д/с 30
Осинники, 2019

ВВЕДЕНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи программы………………………………………………………..
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
1.1.2.1. Принципы дошкольного образования и особенности развития детей
с РАС в дошкольном возрасте
1.1.2.2. Особые образовательные потребности обучающихся с расстройствами аутистического спектра
1.1.2.3. Методические аспекты дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра
1.1.2.4. Этапы дошкольного уровня образования
1.2. Планируемые результаты образовательной деятельности
по реализации программы
1.2.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра
1.2.1.1. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра с третьим уровнем
тяжести аутистических расстройств
1.2.1.2. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра со вторым уровнем
тяжести аутистических расстройств.
1.2.1.3. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
детей с расстройствами аутистического спектра с первым уровнем
тяжести аутистических расстройств
1.3. Принципы оценивания качества образовательной деятельности по реализации программы

Целью настоящей Программы является обеспечение реализации коррекционно-образовательной составляющей комплексного психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для достижения возможно более высокого уровня социальной адаптации и социализации, самостоятельности и независимости, достойного качества жизни.

Задачи::
Осуществлять комплексное сопровождение аутичных детей дошкольного возраста, включая коррекцию и(или) компенсацию основных нарушений, обусловленных аутизмом, а также других сопутствующих нарушений развития различного генеза;
оказывать специализированную комплексную помощь в освоении содержания образования;
обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС;
обеспечивать преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в соответствии с основными образовательными программами дошкольного и начального общего образования;
создавать на основе результатов коррекционно-образовательного процесса благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возможностями, индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка;
объединять коррекционные и общеразвивающие аспекты обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формировать личность ребёнка с аутизмом, в том числе ценности здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечивать вариативность образовательной траектории дошкольного уровня с учётом особенностей развития детей с аутизмом, включая выраженную полиморфность РАС;
формировать социокультурную среду, соответствующую индивидуальным и психофизическим особенностям детей с РАС;
осуществлять сотрудничество с семьёй, в которой есть ребёнок с аутизмом, обеспечения психолого-педагогической поддержки такой семьи, повышения компетенции родителей (законных представителей) в вопросах особенностей развития детей с РАС и основах их комплексного сопровождения.
В целях обеспечения реализации АООП дошкольного образования детей с РАС может быть использована сетевая форма взаимодействия, включая ресурсы других образовательных и иных организаций.

Принципы дошкольного образования и особенности развития детей с РАС в дошкольном возрасте

Поддержка разнообразия детства.
Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
Позитивная социализация ребёнка
Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей предполагает базовую ценностную ориентацию
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
Сотрудничество Организации с семьёй.
Сетевое взаимодействие с организациями образования, здравоохранения, социальной защиты населения.
Индивидуализация дошкольного образования.
Возрастная адекватность образования.
Развивающее вариативное образование.
Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Особые образовательные потребности обучающихся с РАС:

коррекция и(или) компенсация особенностей восприятия и усвоения пространственно-временных характеристик;
преодоление (смягчение) дефицита и(или) искаженности потребности в вербальном и невербальном общении и развивающихся вторично (или сочетанных) нарушений форм коммуникации;
создание предпосылок для понимания мотивов, лежащих в основе поступков, действий, поведения других людей, для развития социального взаимодействия;
смягчение обусловленных аутизмом особенностей поведения, затрудняющих учебный процесс, взаимодействие с другими людьми, в тяжелых случаях — пребывание в обществе, в коллективе.

Этапы дошкольного уровня образования

Начальный
определить степень тяжести аутистических расстройств (по DSM-5);
определить психолого-педагогический профиль развития;
решить вопрос об установлении инвалидности и в случае её установления сформировать индивидуальную программу реабилитации/абилитации;
составить индивидуальную программу коррекции и развития (с учётом результатов ранней помощи и трёх предыдущих пунктов).

Основной

Пропедевтический


Планируемые результаты образовательной деятельности по реализации Программы

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра с третьим уровнем тяжести аутистических расстройств
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра со вторым уровнем тяжести аутистических расстройств
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра с первым уровнем тяжести аутистических расстройств

2. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности
2.1.1. Начальный этап дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра
2.1.1.1. Формирование и развитие коммуникации
2.1.1.2. Коррекция нарушений речевого развития
2.1.1.3. Развитие навыков альтернативной коммуникации
2.1.1.4. Коррекция проблем поведения
2.1.1.5. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
2.1.1.6. Формирование навыков самостоятельности
2.1.1.7. Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам
2.1.1.8. Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности

2.1.2. Основной этап дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра
2.1.2.1. Социально-коммуникативное развитие
2.1.2.2. Речевое развитие
2.1.2.3. Познавательное развитие
2.1.2.4. Художественно-эстетическое развитие
2.1.2.5. Физическое развитие

2.1.3. Пропедевтический этап дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра
2.1.3.1. Формирование социально-коммуникативных функций в пропедевтическом периоде дошкольного образования
2.1.3.2. Коррекция проблемного поведения как фактор готовности к школьному обучению
2.1.3.3. Навыки самообслуживания и бытовые навыки, необходимые ребёнку с аутизмом к началу обучения в школе
2.1.3.4. Подготовка к обучению основам чтения, письма, математических представлений
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми с расстройствами аутистического спектра
2.3. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями, в которых есть дети с расстройствами аутистического спектра

3. Организационный раздел
3.1. Обеспечение психолого-педагогических условий реализации Программы
3.2. Организация развивающей психолого-педагогической среды
3.3. Кадровые условия реализации Программы
3.3.1. Начальный этап
3.3.2. Основной этап
3.3.3. Пропедевтический этап
3.4. Материально-технические условия реализации Программы
3.5. Планирование образовательной деятельности
3.6. Перечень нормативных документов
3.7. Рекомендуемая литература


Ф И ребёнка

Коммуникация

Моторика

Дезадаптивное
поведение

Когнитивная
сфера

Сумма баллов

Уроневый показатель

Вербальный и невербальный
интеллект

Экспрессивная речь


Тонкая моторика


Общая моторика

Зрительно-двигательное подражание

Аффективные проявления

Социальное взаимодействие

Типичное поведение в двигательной сфере

Типичное поведение в речевой сфере

память

внимание

сенсорные эталоны

активный словарь

пассивный словарь (понимание речи)

сверстники

взрослые

зрительная

слуховая

1

2

3

4

шкалы по тесту
0б-не выполнено
1б- выполнен с помощью педагога
2б- выполнено

В.У. 5-6 б.
С.У. 3-4 б.
Н.У. 0-2 б.

В. У. 5-6 б.
С.У. 3-4 б.
Н.У. 0-2 б.

В.У. 8-10 б.
С.У. 4-7 б.
Н.У. 0-3 б.

В.У. 7-8 б.
С.У.4-6 б.
Н.У. 0-3 б.

%уровни развития детей


Мониторинг обследования детей с РАС (педагог-психолог).