«И новизною дышит старина…»Русский народный костюм
творческий
проект по технологии.
Выполнили: обучающиеся 5-6 кл.
Лицея-интерната №6 ОАО «РЖД»,
г. Саратова
Руководители: учитель технологии
Риминюк Н.А.
ПДО Абрамова Т.А.
Обоснование проекта
Редко какая другая страна может похвастаться столь древними и разнообразными традициями в культуре народного костюма. Он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.С этой книгой можно совершить увлекательное путешествие из одной губернии в другую и увидеть каким удивительным разнообразием отличалась русская народная одежда. Но мало кто знает эти традиции. Желание научиться читать эту книгу привело нас к теме проекта.Истории русского национального костюма посвящается наша исследовательская работа и создание наглядного пособия.
Основополагающий вопрос: Что значит быть красивой?
Проблемные вопросы:
Одинаковы ли были народные костюмы в разных регионах России?
Что могут рассказать цвета, используемые в народных костюмах?
Какова роль головных уборов в русском народном костюме?
Учебные вопросы:
На какие типы делится русский женский костюм?
Из каких элементов состоит сарафанный комплекс?
Из каких элементов состоит паневный комплекс?
Какие виды женских украшений вы знаете?
Цель проекта – исследовать значение русского костюма и изготовить стилизованные русские народные костюмы.
Задачи:
формирование умения получать информацию из разных источников, использовать ее в своей деятельности.
развитие готовности к социальному взаимодействию
воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа, чувство ответственности за порученное дело.
создание условий для творческого самовыражения обучающихся.
Этапы проекта:
Планирование деятельности
Мониторинг
Дизайн-анализ проекта
История костюма
Анализ моделей для изготовления изделия
Подбор материала для изготовления изделия, выбор вида отделки.
Расчет себестоимости изделия
Изготовление и отделка изделия Оформление документации
Разработка презентации
Защита проекта
Анализ проведенной деятельности
Сентябрь-октябрь.
Вводные занятия. Обсуждение этапов проекта, разделения на группы. Обсуждение с каждой группой целей и планов проведения исследований. Выполнение заданий по теме проекта.
Ноябрь-декабрь
Проведение исследования. Уточнение критериев оценивания работы. Консультирование. Выполнение творческих заданий по теме проекта.
Январь-февраль
Оформление результатов исследований.
Март
Защита работы. Ответить на основополагающий вопрос.
План проведения проекта
2. Дизайн – анализ проекта
Одежда должна была защищать человека не только от холода и жары, но и оберегать его от воздействия недобрых сил внешнего мира.
Головной убор - мир верхний,
Одежда от плеч до пола - мир земной, в котором обитает человек.
3. История костюма
Одежда россиян менялась с изменением жизненного уклада, соответствовала социальному статусу носивших ее людей.
В древности крестьяне изготавливали материал для одежды сами. Широко распространялось неокрашенное сукно. Из него изготавливали верхнюю одежду. Такая ткань называлась холст, холстина, точа, новина. Выбеленный холст употребляли для праздничной одежды, грубый - для повседневной одежды.
Виды одежды русского костюма
Основой женского и мужского костюма была РУБАХА из домотканой льняной материи.
Мужчины носили рубаху и порты.
Дети до определенного возраста (11-12лет) носили только рубаху.
Девичий костюм был скромнее, чем у замужней женщины. Различался он и головными уборами.
Развитие русского народного костюма можно разделить на два этапа:
до VIII в. – поневный комплекс,
а с VIII в. – сарафановый комплекс одежды.
Понева – это прабабушка современной юбки. Она непременно одевалась поверх рубахи, далее шел передник, затем «навершник».
В северных районах России (Ярославль, Кострома) был широко распространен северорусский костюм, как его еще называли, женский сарафановый комплекс.
Женщины носили множество украшений: бусы, ожерелья, цепи, бисерные герданы с крестом, всевозможные височные подвески-пушки, серьги, кольца.
Костюм не только грел и украшал человека, но и показывало его место в обществе, одежда представляла собой большую ценность, её не выбрасывали, а очень берегли.
Богатые стремились к тому, чтобы костюм отличался от одежды простых людей.
Широко использовались декоративные узоры, ткани с эффектом золота и серебра, отделка вышивкой, тканью другого цвета. Костюмы, бытовавшие в разных губерниях, уездах, часто обладали ярко выраженными местными чертами. Они проявлялись в манере ношения костюма, в количестве входивших в его состав предметов, в цветовой гамме, покрое, характере украшений.
4. Анализ идей и выбор изделия.
Идеи
Мужской костюм
Женский костюм
Критерии
Внешний вид
Сложность изготовления
Вывод: при анализе идей мы остановились на идее №2, т.к. эта идея нам понравилась больше всего! Женский костюм более разнообразен, как по цветовой гамме, так и по форме, в нем отображается дух русского народа.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.