«Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса к предмету».
«Мы слишком часто даем детям ответы,
которые надо выучить, а не ставим перед
ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
Проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с определенными требованиями к качеству результатов, установленными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
Это также является целью и результатом проектной деятельности.
«Педагогический проект» можно определить как:1. Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
№ | Название типа | Характеристика |
1 | ИССЛЕДОВА- | Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Пример: эссе, исследовательские рефераты. |
2 | ТВОРЧЕСКИЕ | Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки. |
3 | ИГРОВЫЕ | В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая. Пример: сценарий праздника, фрагмент урока, программа мероприятий, фрагмент педагогического мероприятия. |
4 | ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ | Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Пример: сообщения, доклады, страница педагогического сайта, медиа - проекты, педагогические блоги. |
5 | ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ | Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы. Пример: проект закона, справочный материал, программа действий, совместная экспедиция, наглядное пособие, методические разработки, учебные пособия по внеурочной деятельности, электронная версия обучающей программы. |
Структурные компоненты педагогического проекта
Обоснование необходимости проекта• Цели и задачи проекта• Участники проекта• Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей• Рабочий план реализации проекта• Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта• Оценка эффективности реализации проекта• Оценка рисков• Дальнейшее развитие проекта
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.