Разработка программы коррекционно-развивающейработы с детьми, испытывающим трудности в обучении
Учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 имени А.М.Горького» городского округа город Фролово Волгоградской областиИвко Елена Александровна
Практическая актуальность.
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 №189);
Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Теоретическая актуальность
Данная программа строится на научных теориях Н.Ф.Виноградовой, Л.Е.Журовой, конценциях школьной зрелости Л.И. Божович, Д.Б.Эльконина, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Кравцовой, А.Л. Венгер, Р.В.Овчаровой, концепциях современной нейропсихологии детского возраста, концепции Л.С. Выготского.
В программе также используется опыт и практические наработки Сиротюк А.Л., Локаловой Н.П. по организации помощи слабоуспевающим детям.
Устранение причин, из-за которых учащиеся испытывают трудности в учении путем развития общих способностей к учению и коррекции индивидуальных недостатков развития.
Цель:
развитие у детей коммуникативных способностей, необходимых для успешной адаптации к обучению в начальной школе.
развитие познавательных процессов (эмоциональной и зрительной памяти, произвольного внимания, сосредоточения).
формирование у детей положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека.
формирование мотивации достижения успеха.
Формирование коммуникативной компетентности.
формирование эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
Практическая значимость.
Система коррекционно-развивающего обучения позволяет решать задачи современной активной помощи детям с трудностями в обучении и в адаптации в школе. Эта форма дифференциации наиболее эффективна при создании специальных классов коррекционно-развивающего обучения
Обработка основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных учащимся упражнений. В то же время это не означает монотонной и скучной деятельности, так как курс наполняется заданиями, разнообразными по форме и содержанию. Важным для достижения успеха является стиль работы, который установится в классе. Эта цель будет достигнута, если в процессе обучения и развития детей будут решаться основные задачи.
Общая характеристика детей, испытывающих
трудности в обучении
Категории слабоуспевающих и неуспевающих школьников:
• дети с умственной отсталостью (легкая степень олигофрении);
• дети с временной задержкой психического развития;
• педагогически запущенные дети;
• дети с ослабленным слухом и зрением;
• дети в целом с нормальным психическим развитием, но имеющие недостаточный уровень сформированности отдельных психических функций либо по уровню их развития, относящиеся к нижней границе нормы.
Возрастные особенности мыслительной деятельности младших школьников:
конкретность мышления
синкретичность мышления
недостаточная обобщенность мышления
однолинейность мышления
инертность мыслительной деятельности
По характеру интеллектуальной пассивности выделяют следующие группы детей:
группа «операционально-технической» интеллектуальной пассивности.
2. группа «мотивационной» интеллектуальной пассивности.
3. группа «частичной», или избирательной, интеллектуальной пассивности
4. группа общей, или «разлитой», интеллектуальной пассивности.
Коррекционно-развивающее направление.
Основные формы педагогической поддержки.
1. Диагностическая работа;
2. Составление и реализация индивидуального учебного плана;
3. Индивидуальная консультативная и профилактическая работа с обучающимися;
4. Педсоветы, методические семинары;
5. Факультативные занятия;
6. Психолого-педагогический консилиум;
7. Родительский лекторий;
8. Дискуссионный клуб старшеклассников;
9. Школа молодого родителя;
10. Выпуск стенгазет по самоопределению, самовоспитанию личности.
Консультативное направление
Консультация для родителей детей с нарушением интеллекта по теме «Правильное воспитание
умственно-отсталого ребёнка в семье»
Форма: групповая
Цели:
1.Познакомить родителей детей, имеющих нарушение интеллекта, с особенностями их воспитания.
2. Проработать с родителями практические рекомендации по воспитанию детей с нарушением интеллекта.
Информационно-просветительское направление.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
Заключение
Под школьными трудностями имеется в виду весь комплекс школьных проблем, которые могут возникнуть у ребенка в связи с началом систематического обучения в школе. Они, как правило, приводят к выраженному функциональному напряжению, ухудшению здоровья, нарушению социально-психологической адаптации, а также к снижению успешности обучения.
Отставание - невыполнение требований (или одного их них), которые имеет место на одном из предметов, этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости.
По мнению специалистов, школьные трудности, которые не были вовремя выявлены и скомпенсированы, приводят к неуспеваемости. Под неуспеваемостью обычно имеют в виду неудовлетворительные оценки по какому-либо предмету (или по всем предметам сразу) в четверти или в году.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны. В неуспеваемости как продукте систематизированы отдельные отставания, она итог отставания. Многочисленные отставания в итоге их переплетения дают неуспеваемость.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.