Актуальность Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т. д. Широки воспитательные возможности театрализованной деятельности. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело - поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе театрализованной игры незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям.
Новизна опыта заключается в том, что в данной работе на основе обобщения имеющегося опыта по развитию творческих способностей детей младшего возраста разработаны новые приемы работы с детьми с использованием в педагогическом процессе разнообразных видов театрализованных игр, самодельных пособий и их усовершенствование в соответствии с современными требованиями.
Цель исследования: теоретически обосновать и изучить педагогические условия и особенности театрализованных игр, игр-драматизаций для развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.
Объект: игровая деятельность дошкольника
Предмет: процесс развития творческих способностей детей младшего возраста с помощью театрализованных игр
Гипотеза: процесс развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр будет протекать эффективно если:
процесс педагогического руководства будет строиться с учетом современных требований педагогики и психологии;
процесс педагогического руководства будет базироваться на возрастных и индивидуальных особенностях детей дошкольного возраста;
будут созданы условия и развивающая среда в группе детского сада и всего дошкольного учреждения для обеспечения максимально-познавательной активности детей.
Для реализации выдвинутой цели и проверки гипотезы нами были сформулированы следующие задачи:
1. Анализ состояния данной проблемы в психолого - педагогической литературе.
2. Выбор темы, обоснование центральных идей, основных целей и конкретных задач исследовательской работы.
3.Выявление педагогических условий успешного развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью театрализованных игр.
4.Составление планирования, разработка кружковой деятельности.
5.Оформление предметно - развивающей среды с созданием условий для проведения театрализованных игр.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: -монографический (теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы); -диагностический (анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа, опрос); -экспериментальный (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты); -праксиметрический (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение опыта работы); -методы математической статистики.
Исследование особенностей развития творческих способностей детей проводилось в МАДОУ Детский сад № 9 «Аленушка» г. Бирска. В нем приняло участие 13 детей 2-3 лет (экспериментальная группа) и 13 детей 2-3 лет (контрольная группа).
1 этап- констатирующий эксперимент, имеющий целью выявление уровня развития творческих способностей детей раннего возраста. Этот этап проводился в рамках обследования детей в начале учебного года (сентябрь 2015г), в результате которого были получены следующие результаты:
2этап- формирующий эксперимент, целью которого было развитие творческих способностей детей с помощью театрализованных игр. Формирующий эксперимент продолжался в течение года.
Для достижения цели и задач первоначальное внимание мною было направлено на обогащение предметно-развивающей среды.
В работе по формированию творческих способностей детей использовалась организованная образовательная деятельность , открытые показы ООД, итоговые мероприятия, развлечения.
Открытый показ ООД «Части тела и эмоции» с использованием упражнений для развития мимической выразительности.
Во время организованной образовательной деятельности использую театрализованную деятельность, как игровой приём и форму обучения детей, ввожу персонаж, который помогает лучше усвоить те или иные знания, умения и навыки.
Кроме использования театрализованных игр в образовательной деятельности и режимных моментах провожу с детьми кружковую деятельность «Теремок», для которой мною была разработана дополнительная программа.
Разыгрываю перед детьми сказки, соответствующие возрасту детей. Например: «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Репка», «Маша и медведь» и другие. Во время показа идет общение кукольных персонажей и детей.
В процессе выступления постоянно обращаюсь к малышам, включая их в игру. Когда спектакль в руках педагога достаточно выразителен и «заразителен», то в скором времени дети сами начинают активно играть с игрушками-артистами, имеющимися у них под рукой.
В подвижных играх «Зайка беленький сидит», «Разбуди мишку», «Лошадки», «Мыши и кот», «Лохматый пёс», «Наседка и цыплята», «Лиса и зайцы» и других имитировали движения животных и птиц.
Работа с родителямиОпыт работы показывает, что наиболее эффективных результатовможно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов.При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родителиявлялись равноправными участниками развивающего процесса. Толькоопираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решитьглавную задачу- всестороннее развитие личности ребенка . В работе с родителями использую разнообразные формы работы : беседы, консультации,собрания, педагогические ширмы, в которых родителям даюконкретные, четкие, практические советы по какой- либо теме , памятки, анкетирование.
Родители были привлечены к изготовлению разных видов театров, участвовали в изготовлении элементов костюмов.
Активно приняли участие в акции «Книжка – малышка детям», творческом конкурсе поделок руками детей и родителей «Карнавальная маска».
Оформлена фотовыставка с моментами драматизации детей.
Для родителей были оформлены консультации на темы:
«Воспитание сказкой – радость встречи с книгой»
«Игры на кухне» (на развитие фантазии и творчества)
«Мама, спой мне песню!» (колыбельных)
«Современная детская книга в зеркале психологии»
«Как интересно провести досуг в кругу семьи»
«Вечерние игры с малышами»
«Театрально- игровая деятельность- один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка»
«Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»
«Игрушки, развивающие творческую фантазию детей»
«Как устроить домашний театр для детей».
3этап- контрольный эксперимент, позволивший сравнить результаты исследования и выявить подтверждение –не подтверждение выдвинутой гипотезы. Контрольный срез был проведен в конце мая 2016 года и показал следующие результаты:
Таким образом, при последовательной и систематической работе и тесном контакте с родителями, мы, педагоги можем достичь положительных результатов по развитию творческих способностей детей с помощью театрализованных игр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.