Социально - нравственное направление.
В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образов поведения на основе подражания. Поэтому данный возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных норм поведения и взаимоотношений.
Бесед
(Коллективные, индивидуальные)
Беседы побуждают детей думать, говорить, оценивать поступки других ребят, а подчас и взрослых.
Дети учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Беседы помогают обрести и пополнить «копилку» нужными знаниями.
Коллективные беседы производятся еженедельно по пятницам на «Совете семьи» . За первое полугодие проведено 8 бесед:
«Волшебные слова»,
«Будь всегда вежливым»,
«Доброе слово и кошке приятно»,
«Как надо вести себя в группе»,
«Что хорошо, что плохо и почему?»,
«Не будь жадным»,
« Кто кого обидел»,
«Добрые поступки».
Сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности для нравственного развития, где ребенок моделирует способы поведения, действия, выстраивает взаимоотношения.
Выполняя роли ребенок учится действовать в соответствие с нравственными нормами принятыми в человеческом обществе.
Сюжетно-ролевая игра.
Занятия по изобразительной деятельности по авторской программе И. А. Лыковой «Цветные ладоши».
Нам по плечу любое дело
И если только захотим,
Мы на клочке бумаги белой
Вам в красках мир изобразим
Нам по плечу любое дело
И если только захотим,
Мы на клочке бумаги белой
Вам в красках мир изобразим
Нам по плечу любое дело
И если только захотим,
Мы на клочке бумаги белой
Вам в красках мир изобразим
Цели и задачи, решавшиеся мною в ходе педагогического проекта, потребовали применения соответствующих методов:
Анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации);
Анкетирование (родителей);
Наблюдения;
Беседа;
Продукты совместной деятельности детей и родителей.
Анализ собранных материалов позволил мне сформулировать общую гипотезу педагогического проекта.
Основные направления проекта.
Знакомство и успешная адаптация к детскому саду коллектива детей и их родителей.
Вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами творческую деятельность.
Формирование навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
безболезненная адаптация ребенка к ДОУ, сохранение чувства защищенности и доверия, сокращение срока адаптации к условиям ДОУ;
позитивное развитие отношений в детском коллективе;
повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей;
снижение уровня заболеваемости у детей в адаптационный период;
вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников;
активное участие родителей в проектной творческой деятельности детей и родителей.
сформированность у воспитанников положительных ассоциаций, связанных с ДОУ.
Итак, необходимым условием для эффективного руководства процессом привыкания к детскому учреждению и сохранению здоровья ребенка в адаптационный период является продуманная система педагогических воздействий, в которых главное место занимает организация деятельности ребенка, отвечающая потребностям, которые определяют его поведение.
Использую следующие формы и способы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям:
элементы телесной терапии (обнять, погладить);
исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой;
релаксационные игры (песок, вода);
сказкотерапия - это процесс воспитания ребенка, развитие души, повышение уровня осознанности событий. Приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы;
игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода – формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю;
культура общения, тактичность и взаимопонимание.
Определила принципы работы по адаптации детей к ДОУ:
предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;
постепенное заполнение группы;
гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;
сохранение в первые недели имеющихся у малышей отрицательных привычек;
информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;
осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра) (термометрия, кожные покровы, зев, стул);
наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье) (медицинская сестра);
протекание адаптации (медицинская сестра).
Изучив идеи педагогов-новаторов Н.Д. Ватутиной, А.Белкиной «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», я разработала систему мероприятий по предупреждению дезадаптации детей при приеме в ДОУ. Считаю, что реализацию проекта можно условно разделить на несколько этапов:
1 этап. Подготовительный (организационный):
изучение и подготовка нормативно-правовой базы (реализация ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
создание методического обеспечения;
создание естественной стимулирующей среды в соответствии с ФГТ в группе;
помещение информации в родительский уголок.
2этап. Основной(адаптационно-исследовательский):
знакомство с семьей;
ознакомление родителей с системой работы ДОУ;
информационная деятельность:
организованные тематические встречи;
беседы с родителями.
практическая деятельность:
совместные праздники, развлечения;
работа « Горячей линии» для родителей-новичков «Это поможет Вам»;
работа с детьми;
итог проекта. Совместный праздник с детьми и родителями « День Знакомства».
3этап. Заключительный (результативность).
Этапы | Работа с детьми | Преобразование предметной среды | Работа с родителями |
Сентябрь | Оформление «Полочки для любимых игрушек». | 1.Оформление уголка уединения психологической разгрузки. | Сбор информации о семьях воспитанников ДОУ: |
Основной формой работы с детьми младшего возраста и ведущим видом деятельности является игра. (Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.)
Система образовательной деятельности педагогов с воспитанниками и родителями в адаптационный период.( в соответствии с ФГТ)
Октябрь | Моторные игры для детей (двигательные) | Обновления пособий для сенсорной зоны для развития мелкой моторики. | Проведение групповых и индивидуальных встреч и бесед с родителями (исходя из диагностики и наблюдений за детьми) |
Ноябрь | Организация работ с детьми по всем видам деятельности в интеграции образовательных областей: «Физическая культура», | Расширение центра развивающих и дидактических игр (игры на цвет, форму, величину). | Итог проектной деятельности: праздник с детьми и родителями «Праздник Знакомства». |
Во время всего адаптационного периода провожу коррекционную работу с детьми, задачами которой являются: создание для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки, понимания внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть, предоставление ребенку в этот период большей свободы и самостоятельности. При проведении занятий учитываю специфику работы с маленькими детьми: ребенок раннего возраста еще не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, поэтому они часто проявляются косвенно, через отставание в развитии, капризности и т.д. Поэтому активность в выявлении проблем проявляю сама и решаю по принципу «Здесь и теперь» с акцентом на немедленном закреплении тех позитивных процессов, которые проявляются в ходе коррекционного процесса.
Анкета для родителей (повторная, со всей группой)
Просим отметить ответ, с которым вы согласны или дописать свой вариант
1 Что больше всего на сегодняшний день беспокоит и волнует вас ( по поводу ребенка)
а) здоровье ребенка; (8%)
б) его своевременное развитие и вопросы воспитания;( 42%)
в) самочувствие и перепады настроения; (6%)
г) капризы, непослушание, истерики, плохой аппетит, беспокойный сон; (4%)
д) ничего, все хорошо;(40%)
е) другое.___________________________________________
2 Что вы знаете по организации успешной адаптации ребенка к условиям детского сада:
А)Не знаю (5%)
Б)Знаю (85%)
В) Другое (10%)
3 В чем вы видите причину более длительно вхождения ребенка в детский сад, чем ожидали?
А) ребенок был не готов по ряду показателей (навыки самостоятельности- режим-вредные привычки-еда) (37%)
Б) у ребенка слабое здоровье, понижен иммунитет;(20%)
В) ребенок был не готов к общению с чужими людьми, боялся;(43%)
Г) другое (0%)_____________________________________________
4 В чем Вы видите причины болезни ребенка?
А) некачественный уход за детьми со стороны персонала группы (0%)
Б) низкий уровень оздоровительной работы, проводимый в детском саду; (0 %)
В) неблагоприятный психологический климат в группе;(0%)
Г) слабый фон здоровья ребенка, сниженный иммунитет; (59%)
Д) безответственное отношение других родителей к здоровью детей группы (приводят своего больного ребенка в группу) (35%)
Е)другое (6%) _____________________________________________
5 Что Вас удивило, встревожило, обрадовало, огорчило в ребенке во время адаптации?
_обрадовало (97%), встревожило (0%), огорчило 3%)______________________________________
6. Заметили ли Вы какие-либо положительные изменения в ребенке (развитие – поведение-навыки) за этот период? Какие? Чему он успел за этот период научиться?
_положительные изменения (92%), без ответа (8%)_________________________________________
7. Что Вас тревожит, волнует и беспокоит в организации жизни детей в группе на сегодняшний момент? (Питание (15%); режим; отношение к ребенку; уход за ним; требования, предъявляемые к ребенку; занятия;игровая среда (8%), организация режимных моментов; прогулки ( (15%)-одежда (8%) смена персонала (15%) (нужное подчеркнуть)
8. С кем из специалистов детского сада Вы хотели бы встретится? Что Вы хотели бы уточнить и узнать? Консультации по каким вопросам Вам необходимы? (31%). Логопед, психолог.
Группа | Степени адаптации | ||
Легкая | Средняя | Сложная | |
«Гнездышко» | 52% | 48% | 0% |
На 3 этапе провела анкетирование среди родителей и контрольную диагностику (повторную) по окончании периода адаптации, а также сравнительный анализ показателей первичной и заключительной диагностики.
В целом адаптация детей прошла успешно. Оценка эмоционального состояния деятельности детей, навыков общения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, сна, дети позволили определить группы адаптации.
Показатели адаптации вновь прибывших детей
Проанализировав анкеты,адаптационные карты, мы получили следующие результаты:
52% детей, адаптация прошла по 1 группе – адаптация легкая. У некоторых детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. В первые дни были недостаточно активны, иногда капризничали, наблюдалось лёгкая плаксивость или хныканье. В течение недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
48% детей, адаптация прошла по 2 группе- адаптация средней тяжести. У детей этой группы настроение неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода, нарушается сон и аппетит, снижается речевая и общая активность, возникают простудные заболевания. В первые дни и недели дети были несколько пассивны и малоподвижны, в руках можно было заметить игрушку, принесенную из дома.
В течение 2-3 недель дети освоили группу, адаптировались к среде группы, стали замечать окружающую обстановку, включались в игру, которую организовывает педагог. Стабилизировалось эмоциональное состояние, наладился аппетит, сон, стали самостоятельнее, общительнее со сверстниками и взрослыми. Стали проявлять интерес к непосредственно - образовательной совместной деятельности.
3 и 4 группы – адаптация тяжелой и крайне тяжелой в нашей группе нет.
Социальный статус семей воспитанников | В % от общего числа воспитанников | |
Мама | Папа | |
служащие | 54% | 73% |
бизнесмены | 7% | 5% |
домохозяйки | 39% | 22% |
Полная семья | 79% | |
Неполная семья | 21% | |
Многодетная семья | 14% | |
Молодая семья (1 ребенок) | 36% | |
Молодая семья (2 ребенка) | 29% | |
Имеют высшее образование | 22% | |
Имеют среднее специальное образование | 62% | |
Имеют среднее образование | 16% |
На основе анализа анкетных данных был определен социальный статус родителей.
Группа | Общее число детей | Показатели заболеваемости | ||
Число случаев заболевания на 1 ребенка | Длительность 1 заболевания | ЧБД | ||
«Гнездышко» | 28(21детей поступившие вновь) | 0,9 | 5дней | - |
Группа | Общее число детей | Группа здоровья | |||||
1 | 2 | 3 | |||||
Число детей | % | Число детей | % | Число детей | % | ||
«Гнездышко» | 28(21) | 17 | 80,9 | 3 | 14,3 | 1 | 4,8 |
В группе в адаптационный период осуществляется контроль со стороны медицинской сестры. Совместно осуществляем мониторинг состояния здоровья детей на начало поступления и на конец адаптационного периода. Это является одним из показателей адаптации ребенка к условиям детского сада. Сравнительный анализ заболеваемости в период адаптации показал, что только 5 человек из 21 детей болели, у остальных детей период адаптации прошел без осложнений.
Так же проведен анализ состояния здоровья детей по группам здоровья.
В отношении групп здоровья можно отметить, что 80,9 % имеют 1 группу здоровья, и нет детей с хроническими заболеваниями. Исходя из полученных данных, свою работу строила по индивидуальному подходу к каждому ребенку, организовывала систему оздоровительно-развивающей работы, включающую комплекс мероприятий: медицинских, педагогических и психологических.
Выводы
Таким образом, можно отметить, что период адаптации у детей группы «Гнездышко» прошел успешно. В течение последних лет не было ни одного ребёнка с тяжёлой степенью адаптации. Степень адаптации в основном лёгкая и средняя. Это позволяет нам судить о правильной организации и проведении адаптации детей к условиям детского сада педагогическим коллективом. Итоги повторного анкетирования показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам адаптации, воспитания и обучения детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться с друг другом.
Именно сотрудники детского сада, родители объединили совместные усилия и обеспечили малышу эмоциональный комфорт.
Многоплановая и кропотливая работа в период адаптации детей к дошкольному учреждению дала свои устойчивые положительные результаты.
Цели и задачи проекта нами достигнуты и реализованы.
Литература
ГризикТ.И., Глушкова Г.В., ДороноваТ.Н., Маслий С.Ю., Соловьева Е.В., ТарловскийН.Ф., Хайлова Е.Г., Якобсон С.Г. Планирование работы в детском саду с детьми 2-3 лет «Радуга»: методические рекомендации для воспитателей.-М.: Просвещение, 2010.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду. – М.:Просвещение, 2007.
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 2007.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждения. – М.: Владас, 2007.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – М.: Учитель, 2006.
Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003.
Гербова В.В., Казакова Р.Г., Кононова Н.М. и др. Воспитание и развитие детей раннего возраста. – М.: Просвещение, 1981.
Теплюк С. Как подготовить малыша к детскому саду. – Дошкольное воспитание №8, 2001.
Соловьева Е. Адаптация ребенка к условиям детского сада.- Дошкольное воспитание №8, 2005.
Каплан Л. Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. – Дошкольное воспитание №9, 2006.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.