ХРОНИКА КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ ЭПОХИ
На смену некоторому застою в экономической и политической жизни России последних десятилетий XIX века пришел период социальных, политических потрясений.
«Необычно все, что нас окружает:полотна художников,звуки музыки;лица людей отмечены высокой думой – это они подарили миру серебряный век»
ХРОНИКА КЛЮЧЕВЫХ СОБЫТИЙ ЭПОХИ
1890-е— начало эпохи экономического роста, реформы Витте
1894 — начало царствования Николая II
С 1902 – массовое создание политических партий: социалистических, либеральных, консервативных, националистических
1903 – второй съезд РСДРП
1903-1905 – русско-японская война
1905 – первая русская революция
1906 – создание I Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
1914 – начало Первой мировой войны
1917 – Февральская и Октябрьская революции
Хронологические рамки поэтиеского периода окончательно не определены:
Н.Коржавин: «Серебряный век начался в десятые годы и закончился с революцией…»
Е.Эткинд: «Серебряный век робко начинается в 90-х годах…1915 г. его наивысший подъем и конец»
Т.Бек: «…исходная граница серебряного века совпадает с рубежом столетий…»
В.Крейд: «Все кончилось после 1917 года, были живы его деятели, но сам век уже кончился»
Предчувствие надвигающейся катастрофы, ощущение тревоги,одиночества рождают в художественной культуре новые течения:
Декадентство – явление в культуре, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний
Модернизм – художественно-эстетическая система, характеризующаяся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве музыкантов и художников
М.Врубель «Демон сидящий»
Все собралось для Врубеля в этом фантастическом образе:
неразрешимые противоречия века и личные переживания,
порыв к действию и опаленные крылья Икара,
большая любовь и большое страдание,
светлая мечта о возрождении и трагическое сознание его невозможности…
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве художников
В.Борисов-Мусатов «Призраки»
В красочных симфониях художника нашла выражение сложная духовная реальность, сотканная из тончайших лирических переживаний, неуловимых эмоциональных нюансов.
Смутные видения зыбки, бестелесны и в любой момент могут растаять
Настроения Серебряного века русской культуры нашли глубокое отражение в творчестве художников
К.Петров-Водкин «Купание красного коня»
Торжественное полотно.
Оттолкнувшись от реальности земного бытия, художник обнаружил глубокий символический смысл – своеобразный призыв и предчувствие грядущего обновления, очищения человечества.
Мастерство рисунка, звонкая красочность, роднят картину с древнерусской живописью.
ПОЭЗИЯ – это всплеск чувств, озарение, сердечная боль, безумство, апатия… и всегда потрясение. Сколько бедствий, катастроф вобрал в себя период начала века! Надежды и разочарования, взлеты и падения. Обретения и потери…
А что ждало человека впереди? Этого не знал никто.Только поэты предчувствовали будущее.Предчувствие обретало форму стиха.Стих был ярок и индивидуален.
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
Каждый считает, что он в ответе за будущее.
Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность,явления природы, культуры.
Поэтому подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную.
Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить от оппонентов и доказать свою правоту читателю.
Для этого поэты объединялись в литературные группировки.
Модернизм
Модернизм (от франц. moderne- «новейший», «современный») – это новое явление в литературе и искусстве. Его цель – создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства.
Общее название разных направлений в искусстве конца 19 – начала 20 века., провозгласивших разрыв с реализмом, отказ от старых форм и поиск новых эстетических принципов.
Идейный фундамент реализма и философия модернизма начала XX в.
Истина | Едина, добро побеждает зло, Бог одолевает дьявола. | Мир не познаваем, человек не способен отделить добро от зла. |
Герой | Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра, любви. | Сложный, противоречивый, выделяющийся из остального мира, часто противостоящий ему. |
Высшие ценности | Духовные, христианские идеалы. | Личность в её многообразии. |
Цель искусства | Гармонизация жизни. | Выражение себя и своего понимания мира и человека. |
Символизм
Символизм (от греч. Symbolon - «знак, примета) - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Направление в искусстве 1870-1910-х гг.; универсальная философия, этика, эстетика и образ Жизни этого времени.
Огромное влияние на символистов оказал В.Соловьев, так сформулировавший сущность символизма:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что всё видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум кипучий –
Только отзвук искажённый
Торжествующих созвучий?
Акмеизм
Акмеизм - (от греч . akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к «идеальному», от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету, точному значению слова.
Акмеизм провозглашает возвращение поэзии ее ясности, вещности, «радостного любования бытием». Акмеизм возник как антитеза символизму.
Особенности акмеизма:
«Тоска по мировой культуре» (О.Мандельштам).
Отрицание мистики
«Прекрасная ясность» вместо намёков, расплывчатости образов, недосказанности
Интерес к различным историческим эпохам, культурам
Умение сказать красиво о бытовых мелочах, внимание к художественной детали
Поэтизация природно-биологических начал в человеке
Чёткость, острота и динамизм лирического сюжета
Живописность образа вместо музыкальности.
Футуризм
Футуризм - (от лат . futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве 1910 - 20-х гг. Стремясь создать «искусство будущего», декларировал отрицание традиционной культуры (наследия «прошлого»), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии.
Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Самоопределялись как «пощечина общественному вкусу»
Группировки футуристов:
эгофутуристы, «Мезонин поэзии», «Центрифуга», кубофутуристы, или будетляне.
Особенности футуризма:
Отказ от традиционной культуры
Анархическое бунтарство
Абсолютная свобода творчества
Отказ от литературных и языковых норм
Устремлённость в будущее
Неприятие буржуазной морали
Эпатаж как средство воздействия на публику
Языковая заумь как воспроизведение народных заклинаний
Направления в поэзии
Критерии для | Символисты | Акмеисты | Футуристы |
1.Цель творчества | Расшифровка тайнописи, воплощенной в слове | Возвращение поэзии ясности, вещности | Вызов традиции |
2.Отношение к миру | Стремление создать картину идеального мира | Понимание мира как совокупности простых предметов | Одержимость идеей разрушения старого мира |
3.Отношение к слову | Понимание слова как элемента тайнописи | Стремление придать слову точное значение | Неологизмы, «самовитое слово» |
4.Особенности формы | Образность, иносказания, легкость слова | «Прекрасная ясность» | Неологизмы, пафос эпатажа |
Имажинизм
Имажинизм (от лат. — imagо — образ). Название восходит к английскому имажизму — англоязычной поэтической школе. Эстетическая концепция имажинизма опиралась на принципиальный антиэстетизм с установкой на шокирующие, отталкивающие, провоцирующие образы, аморализм и цинизм (воспринятый как философская система).
Что же объединяло таких несхожих поэтов?
Все поэты – современники. Они убеждены, что участвуют в обновлении России.
Всем им свойственно ощущение душевной дисгармонии.
Все они трепетно относятся к слову, образу, ритму.
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий.
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.
А.Ахматова «Памяти И.Анненского»
Вот тот, кого учителем считаю,
Кто тень прошел и тени не оставил,
Весь яд впитал, всю эту одурь выпил
И славы ждал и не дождался.
Кто был предвестьем, предзнаменованьем
Всего, что с нами после совершилось,
Всех пожалел, во всех вдохнул томленье…
И задохнулся…
Вывод
Поэты Серебряного века творили не только стихи, баллады, поэзы, они лепили свои судьбы; почти всем им свойственно отношение к собственной биографии как к выстраиваемому мифу.
Большинство поэтов были связаны искренней дружбой, которую сохранили в течение долгих лет; они высоко оценивали и поэтическое мастерство, и личностные качества друг друга; они не скупились на добрые слова, умели радоваться успехам друзей, восхищаться их гениальностью.
Судьба поэтов Серебряного века трагична: хаос революционных лет и гражданской войны уничтожили духовную основу ее существования. Непростой оказалась послереволюционная биография большинства писателей.
ПОКИНУЛИ РОДИНУ:Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Бурлюк, И.Северянин, Ходасевич…
В годы «красного террора» и сталинщины РАССТРЕЛЯНЫ или СОСЛАНЫ в лагеря и там ПОГИБЛИ: Гумилев, Мандельштам, Клюев, Клычков, Нарбут…
Покончили жизнь САМОУБИЙСТВОМ: Есенин, Маяковский, Цветаева.
Лишь незначительная часть литераторов Серебряного века попыталась сотрудничать с новой властью (А.Н.Толстой, Городецкий,Зенкевич,Каменский), но это обернулось для них утратой творческой индивидуальности.
Только АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА: Нет! И не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл,- Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.