Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Ученическое самоуправление — это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предполагающее участие учеников в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения; право, которым обладают в школе ученики на учёт их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Это право закреплено в Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 34.
Школьное ученическое самоуправление
Описание модели ученического самоуправления «Школьный ученический совет»
Цели:
1. Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе.
2. Развитие самостоятельности и чувства сопричастности в жизни класса и школы,
формирование у школьников личной готовности к самореализации в условиях современного общества через освоение навыков социального взаимодействия.
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой гуманистической направленностью,
способного к социальному творчеству, умению действовать в интересах совершенствования своей личности общества и Отечества, легко адаптирующегося к изменяющимся жизненным условиям.
Задачи ученического самоуправления:
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
Определение организационной структуры ученического коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
Структура совета школы
В совет школы входят члены Совета старшеклассников, учащиеся и педагоги, заинтересованные в решении конкретных вопросов.
В Совет старшеклассников сходят представители 5-11 классов – председатели.
Общие положения
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ членов Совета старшеклассников
Комитеты:
комитет по печати и информации;
комитет по туризму и спорту;
комитет по культурно-массовой работе;
комитет по организационным делам;
учебный комитет.
ОБЯЗАННОСТИ ОСНОВНЫХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СОВЕТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Председатель:
организует стратегическое планирование деятельности Совета;
определяет повестку дня и председательствует на заседаниях Совета старшеклассников;
координирует работу советов классов;
оказывает помощь председателям советов классов;
осуществляет контроль исполнения решения Совета старшеклассников.
КОМИТЕТ ПО ПЕЧАТИ И ИНФОРМАЦИИ
проводит совещание членов редколлегии советов классов, разъясняет редколлегии их цели, задачи, обязанности;
разрабатывает план работы комитета;
отвечает за оповещение всех мероприятий проводимых в школ; организует работу по выпуску школьного журнала и газеты; организует оформительскую работу;
курирует информационную работу в классе;
отвечает за художественное оформление школы;
предоставляет отчет о работе председателю Совета старшеклассников.
КОМИТЕТ ПО ТУРИЗМУ И СПОРТУ
проводит совещания членов советов классов, разъясняет им цели, задачи, обязанности;
разрабатывает спортивно-туристическую программу на год, предлагает план основных событий;
участвует в организации всех спортивно-туристических мероприятий в школе;
является членом судейских коллегий;
предоставляет отчет о работе председателю Совета старшеклассников.
КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ РАБОТЕ
проводит совещания членов советов классов, разъясняет им цели, задачи, обязанности;
разрабатывает программу основных культурно-массовых мероприятий на год с указанием целей и задач;
участвует в организации всех культурно-массовых мероприятиях школы;
предоставляет отчет о работе председателю Совета старшеклассников.
КОМИТЕТ ПО ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ДЕЛАМ
проводит совещания членов советов классов, ответственный за дежурство разъясняет цели, задачи, обязанности;
разрабатывает систему контроля по школе и классам; контролирует дежурных на постах;
организует дежурство по школе во время массовых мероприятий;
предоставляет отчет о работе председателю Совета старшеклассников.
ЛИТЕРАТУРА
https://ru.wikipedia.org
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.: Издательство Смысл, издательство ЭКСМО, 2004. 512 с.
В.Е Гурин. Ученическое самоуправление в школе: сегодня и завтра: Книга для учителя. — Радянська школа, 1989. — 334 с. — ISBN 5330006538.
Е. А. Верменская. Педагогика ученического самоуправления: теория и опыт отечественной школы 1946 - 1991 гг. — ПГЛУ, 2007. — 156 p. — ISBN 5899666854.
Сыченкова Г. А. Ученическое самоуправление в опытно-показательных учреждениях // Советская педагогика, 1986
Лошкарёва Н. А. Учебный труд и ученическое самоуправление // Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт. — М., 1990. — С.92-99.
Ясникова Л. Д. Демократизация современной школы и ученическое самоуправление // Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт. — М., 1990. — С. 5-13
Классному руководителю о самоуправлении в классе. Методические рекомендации. / Авт. – сост. М.А. Александрова, Е.И. Баранова, Е.В. Володина, Е.Н. Степанов. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.
Лидер./ Под ред. Рожкова М.И., – М.: НПЦ Совета СПО-ФДО, 1992, 76 с.;
Материалы авторского коллектива: Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук; Ирина КАЛИШ, кандидат педагогических наук; Ольга СОЛОДОВА.
Рогаткин Д.В. Что может самоуправление? Право на участие в управлении школой. – Петрозаводск, Юниорский союз «Дорога», 2004.
Наносова Е.В. Демократизация школы. г. Красноярск, 2005.- 144 стр.
Хочу быть лидером! Выпуск 3. – Н.Новгород, изд-во ООО «Педагогические технологии», 2004. - 90 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.