Picture Exchange Communication System – Система коммуникации при помощи обмена картинками. Метод позволяет невербальному ребенку инициировать общение, предъявив воспитателю (родителю, учителю) картинку, в обмен на которую он получает желаемый предмет, либо некоторое действие.
Оценка мотивационных факторов (по 5-10 факторов в каждой категории)
• Любимые напитки, еда
• Люди, с которыми любит общаться
• Места, где любит бывать (находиться)
• Любимые игры
• Чем занимается в свободное время
• Что вызывает раздражение, недовольство
Тестирование мотивационных стимулов
По завершении подготовительного этапа нужно определить: с каких карточек начать. У ребенка, конечно, не сразу появляется полный набор карточек. Начинаем с одной. Если видим, что ребенок понимает, добавляем еще одну – и постепенно объем карточек доводится до объема расписания. Как правило, первые две карточки - «нет» и «да».
Цель первого этапа обучения РЕСS – научить ребенка показывать глазами (рукой/пальцем) или давать в руки родителю карточку, на которой изображен желаемый предмет или действие. В занятии принимают участие двое взрослых: один садится напротив ребенка и держит в руке мотивационный стимул, другой взрослый находится позади ребенка и направляет руку ребенка к картинке, помогает указать на нее или взять и отдать сидящему напротив человеку. При этом важно, чтобы оба взрослых молчали, чтобы не подавить инициативу ребенка.
Второй этап – закрепление результатов: расширение числа карточек, отработка подачи карточки без помощи человека позади, (или целенаправленный взгляд ребенка на нужную карточку) коммуникативному партнеру следует прекратить протягивать руку навстречу ребенку с целью напоминания подать карточку.
Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе.
Следующий шаг: выбор между двумя желаемыми предметами. Например, перед ним конфета и шоколадка, и две соответствующие карточки. Когда ребенок протягивает/указывает на карточку, нужно протянуть ему поднос с предметами и дать выбрать (указать) соответствующий предмет. Если он выбирает правильный предмет – его необходимо похвалить. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию.
Складывание нескольких карточек в предложение – основная цель четвертого этапа обучения
На пятом этапе мы учим ребенка реагировать на вопрос "что ты хочешь?" таким образом: собеседник держит в руке желаемый предмет и задает этот вопрос, одновременно указывая на карточку с символом «я хочу». Ребенок подкладывает к этому символу карточку с изображением предмета в руках собеседника.
На следующем этапе нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…".
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.