Презентация "Система PECS в обучении коммуникации детей с ДЦП"

  • pptx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Система PECS в обучении коммуникации детей с ДЦП.pptx

Система PECS в обучении коммуникации детей с ДЦП

Picture Exchange Communication System – Система коммуникации при помощи обмена картинками. Метод позволяет невербальному ребенку инициировать общение, предъявив воспитателю (родителю, учителю) картинку, в обмен на которую он получает желаемый предмет, либо некоторое действие.

Оценка мотивационных факторов (по 5-10 факторов в каждой категории)
• Любимые напитки, еда
• Люди, с которыми любит общаться
• Места, где любит бывать (находиться)
• Любимые игры
• Чем занимается в свободное время
• Что вызывает раздражение, недовольство

Тестирование мотивационных стимулов
• Наиболее предпочтительный стимул
• Наименее предпочтительный стимул
• Нейтральный стимул

По завершении подготовительного этапа нужно определить: с каких карточек начать. У ребенка, конечно, не сразу появляется полный набор карточек. Начинаем с одной. Если видим, что ребенок понимает, добавляем еще одну – и постепенно объем карточек доводится до объема расписания. Как правило, первые две карточки - «нет» и «да».

Цель первого этапа обучения РЕСS – научить ребенка показывать глазами (рукой/пальцем) или давать в руки родителю карточку, на которой изображен желаемый предмет или действие. В занятии принимают участие двое взрослых: один садится напротив ребенка и держит в руке мотивационный стимул, другой взрослый находится позади ребенка и направляет руку ребенка к картинке, помогает указать на нее или взять и отдать сидящему напротив человеку. При этом важно, чтобы оба взрослых молчали, чтобы не подавить инициативу ребенка.

Второй этап – закрепление результатов: расширение числа карточек, отработка подачи карточки без помощи человека позади, (или целенаправленный взгляд ребенка на нужную карточку) коммуникативному партнеру следует прекратить протягивать руку навстречу ребенку с целью напоминания подать карточку.

Обучение различия карточек происходит именно на третьем этапе.
Ребенку предлагают две карточки: одна с изображением желаемого предмета, другая – с изображением предмета, который он не хочет получить. Если ребенок выбирает карточку с желаемым предметом, то и получает этот предмет. И наоборот. Здесь также важно не оказывать словесных подсказок ребенку.

Следующий шаг: выбор между двумя желаемыми предметами. Например, перед ним конфета и шоколадка, и две соответствующие карточки. Когда ребенок протягивает/указывает на карточку, нужно протянуть ему поднос с предметами и дать выбрать (указать) соответствующий предмет. Если он выбирает правильный предмет – его необходимо похвалить. То, что ребенок выбирает предмет, о котором он попросил, является индикацией того, что ребенок использует карточку правильно. Если ребенок пытается взять несоответствующий предмет, следует блокировать неправильную реакцию.

Складывание нескольких карточек в предложение – основная цель четвертого этапа обучения
То есть мы закрепляем умение открывать книгу с символами, находить символ, к примеру, "я хочу", наклеивать его на полоску картона, находить изображение желаемого предмета, наклеивает на полоску, выстраивая предложение «я хочу конфету». Конечным шагом является закрепление умения передать полоску с предложением своему собеседнику.

На пятом этапе мы учим ребенка реагировать на вопрос "что ты хочешь?" таким образом: собеседник держит в руке желаемый предмет и задает этот вопрос, одновременно указывая на карточку с символом «я хочу». Ребенок подкладывает к этому символу карточку с изображением предмета в руках собеседника.

На следующем этапе нужно обучить ребенка различать карточки "Я хочу…" и "Я вижу…".
Следует на поверхность книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов. Теперь ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы "Что ты хочешь?" и "Что ты видишь