Задачи:
Обнаружить наличие/отсутствие отклонений в речевом развитии ребенка.
Определить характер дефекта с точки зрения первичности/вторичности речевого недоразвития, или в качестве компонента сложного (сочетанного) дефекта.
Выявить структуру дефекта.
Установить уровень развития речи и сформулировать логопедическое заключение.
Спрогнозировать степень обучаемости ребенка в аспекте формирования полноценной речевой деятельности, выявить наличие рисков в освоении им программного материала и определить образовательную программу и организационную форму обучения.
В процессе проведения обследования речи ребенка реализуются следующие положения:
Внутри каждого вида заданий эффективно следовать по маршруту от «общего к частному» и «от сложного к простому».
В первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность - сочинения). Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение грамоте и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях или жалоб со стороны родителей рекомендуется проводить исследование по изучению состояния рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.
Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей в их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, можно сформулировать последовательность процедуры «от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной».
Характер и содержание дидактического материала будет зависеть:
От возраста ребенка (чем меньше ребенок по возрасту, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку)
От уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал)
От уровня психического развития ребенка
От уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен, НО НЕ ЗАУЧЕН! ребенком).
Диагностический этап:технология обследования речи школьников
Обследование процесса письма
Обследование процесса чтения
Обследование устной речи по показаниям
Обследование психических процессов, оптико-пространственных представлений и графо-моторных навыков по показаниям
Тексто
вая компе
тенция
Словарный запас
Грамматичес
кий строй
Фонема
тическое восприя
тие и звуко-буквен
ный анализ
Слого
вая структура слова
Звукопроизношение
Строение и функции артикуляционного аппарата
7-11 лет
В центре внимания базовые предпосылки освоения школьной программы и первоначальные навыки письма и чтения
Методика обследования письменной речи
(письма и чтения).
Методика обследования связной речи.
Методика обследования грамматического строя.
Обследование словарного запаса.
Обследование звуковой стороны речи.
Исследование состояния звукового анализа.
Методика обследования просодической стороны речи.
Методика обследования заикания.
11-15 лет
В центре внимания – работа с учебным и художественным текстом, совершенствование навыков речевой деятельности
Методика обследования письма.
Методика обследования чтения.
Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции.
Методика обследования лексико-грамматического строя.
Обследование звуковой стороны речи.
Методика обследования просодической стороны речи.
Методика обследования заикания.
15-18 лет
В центре внимания - текстовая и коммуникативная компетенция
Методика обследования письма.
Методика обследования чтения.
Методика обследования уровня сформированности текстовой компетенции.
Методика обследования лексико-грамматического строя.
Методика обследования звуковой стороны речи.
Методика обследования просодической стороны речи.
Методика обследования заикания.
Аналитический этап
Форма патологии | Недостатки строения артикуляционного аппарата | Нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата | Недостатки двигательных функций мимических мышц |
Дислалия функциональная | Нет | ||
Дислалия механическая | Да, кроме расщелин и расщеплений | Нет | |
Ринолалия открытая | Да, наличие расщелин и расщеплений, дефекты строения мягкого неба | Нет, кроме изолированного пареза мягкого неба | Нет |
Дизартрия | Нет | Да, разнообразные нарушения, могут быть выражены в различной степени тяжести | Да |
Алалия моторная | Да, преимущественно в виде оральной апраксии | Нет |
Аналитический этап
Форма патологии | Дефекты звукопроизно-шения | Несформиро-ванность фонематичес-кого восприятия | Лексико-грамматичес-кое недоразвитие | Недостатки связной речи | Недостатки ритмико-мелодической стороны речи и/или тембра |
Дислалия функциональ-ная | Всегда | Может быть | Нет | ||
Дислалия механическая | |||||
Ринолалия открытая | Всегда | ||||
Дизартрия | |||||
Алалия моторная | В самостоя-тельной речи | Всегда |
Аналитический этап
Только для первичной формы речевой патологии
Форма патологии | Дефекты звукопроизношения | Несформированность фонематического восприятия | Лексико-грамматическое недоразвитие | Недостатки связной речи |
Фонетическое недоразвитие | Всегда | Нет | ||
Фонетико-фонематическое недоразвитие | Нет | |||
Фонематическое недоразвитие | Нет | Всегда | ||
Общее недоразвитие речи | Всегда |
Показатель: «Коммуникативная активность» .
Определяется состоянием коммуникативных потребностей и навыков их реализации, мотивации к общению в различных социальных ситуациях. Оцениваются временные показатели (скорость установления контактов; скорость реакции на действия партнера по общению); эргитические показатели (стремление к постоянному общению или уход от него; стремление к широкому кругу общения; наличие изолированности, одиночества; утомляемость в присутствии незнакомых); вариативные показатели (легкость смены способов общения; широта спектра способов общения; нахождение общности с разными партнерами; вариативность эмоциональных состояний в общении); инициатива в общении.
Оценка показателя: высокая коммуникативная активность, средняя, низкая, отказ от общения (речевой негативизм)
Высокая коммуникативная активность – ребенок инициативен в общении, быстро устанавливает контакт с собеседником, с удовольствием общается на различные, близкие ему темы, общение может быть достаточно протяженным, быстро переключается с одного собеседника на другого в процессе свободного общения . В то же время данная степень может соответствовать и состоянию повышенной коммуникативной активности ребенка. Условно говоря «слишком много говорит»: ребенок проявляет инициативу в общении, но при этом не держит дистанцию, одинаково легко общается со знакомыми и незнакомыми людьми, наблюдается повышенный эмоциональный фон в общении.
Средняя коммуникативная активность. Ребенок, как правило, не выступает инициатором общения. Инициативные реплики используется в случае необходимости уточнения задания, вопроса. Тем не менее в процессе общения преимущественно использует развернутые ответы. По мере адаптации в новых условиях коммуникативная активность может повышаться. В процессе общения с ребенком устанавливается эмоциональный контакт.
Низкая коммуникативная активность - Для вступления в контакт требуется дополнительное время и дополнительные усилия со стороны взрослых. Ответы, как правило, односложные, Инициатором общения не выступает. Зрительные и эмоциональный контакты затруднены. Возможно избирательное общение с узким кругом лиц.
Отказ от общения (речевой негативизм) – вступление в контакт с ребенком затруднено. Ребенок избегает ситуации вербального общения либо игнорируя собеседника, либо прибегает к различным уловкам. Эмоциональный, зрительный и тактильный контакт устанавливает с трудом или не устанавливает совсем.
Показатель «Адекватность общения»
учитывает, насколько общение ребенка соответствует принятым для определенного типа ситуации нормам и является эффективным.
Оценка показателя
взаимодействие адекватно ситуации общения (собеседники соблюдают общепринятые нормы общения, заинтересованы в репликах оппонента, сообщают информацию по теме беседы и проч.);
взаимодействие неадекватно ситуации общения (в процессе общения не учитываются социальные роли, не воспринимаются в полном объеме или совсем не воспринимается предъявляемая собеседником информация, ребенок общается сам с собой или с воображаемым собеседником.
Показатель «Средства общения»
предполагает качественную оценку, какими средствами общения ребенок пользуется, и доля каждого из них в ситуации общения (преимущественно, постоянно, иногда, редко и т.п.)
Отмечается наличие следующих средств общения:
Вербальные;
невербальные (жесты, мимика, вокализация, интонированные вокализации);
жестовая речь;
дактилология;
система символов БЛИСС;
другое.
Показатель «Звуковая сторона речи»
Субпоказатель «Характер недоразвития / нарушения звуковой стороны речи» предполагает выявление того, какой компонент звуковой стороны речи сформирован, а какой нет. С учетом того, что определение варианта программы обучения детей с речевым не (АООП и АОП) базируется на психолого-педагогической классификации речевых нарушений Р.Е. Левиной и учитывает уровень сформированности средств языка.
«Характер недоразвития / нарушения звуковой стороны речи» имеет следующие составляющие:
Фонетический дефект – отсутствие/наличие дефектов звукопроизношения, преимущественно в виде пропусков и искажений звуков родного языка. Оценивается уровень сформированности навыка владения правильным произношением в различных условиях предъявления и использования языкового материала, а также характер нарушения звуков (искажения, замены, смешения)
Фонематическое недоразвитие – проблемы, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и фонематического слуха.
Несформированность слоговой структуры слова – неумение сохранять звуко-слоговой образ слова в процессе говорения.
Показатель «Звуковая сторона речи»
Субпоказатель «Степень выраженности недостаточности», который соотносится с каждым ранее выделенным компонентом звуковой стороны речи.
Степени выраженности
Соответствует возрастной норме – каждый из компонентов может быть рассмотрен как вариант нормативного развития.
Легкая степень недостаточности: – звукопроизношение – дефектна одна из фонетических групп звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения одной-трех оппозиционных пар звуков. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении сложных по слоговой структуре слов.
Средняя степень недостаточности: - звукопроизношение – дефектны две-три фонетические группы звуков; Фонематическое восприятие – трудности различения 4 -6 оппозиционных пар звуков, неспособность услышать наличие/отсутствия звука в слове. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении трехсложных слов и слов со стечением трех и более слогласных.
Тяжелая степень недостаточности:. звукопроизношение – дефектны четыре и более фонетические группы звуков, что препятствует коммуникации, поскольку речь неразборчива; Фонематическое восприятие – трудности различения 7 и более оппозиционных пар звуков, трудности различения слов, близких по звуковому составу.. Слоговая структура – ребенок затрудняется в воспроизведении двух и трехсложных слов, преобладание лепетных слов (для детей старше 1,5 лет).
Показатель «Лексический запас»
Определение количественного и качественного состава активного и пассивного словаря; выявление уровня владения значением лексических единиц; определение особенности парадигматических и синтагматических связей; выяснение характера лексических ошибок.
Развитие словарного запаса определяется несколькими компонентами: прежде всего, возрастом ребенка, социальным окружением, местом проживания и проч.
Лексический запас может быть оценен по следующей шкале: соответствует возрастной норме, легкая степень недоразвития, средняя степень недоразвития, тяжелая степень недоразвития.
Показатель «Грамматический строй речи»
уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи (употребление и понимание); определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц; выяснить характер грамматических ошибок.
Грамматический строй речи может быть оценен по следующей шкале: соответствует возрастной норме, легкая степень недоразвития, средняя степень недоразвития, тяжелая степень недоразвития.
Показатель «Грамматический строй речи»
Оценка уровня сформированности
- тяжелая степень недоразвития (после 3х лет): отсутствие грамматического оформления речи или наличие отдельных грамматических форм и конструкций, которые ребенок использует не всегда адекватно; резкое ограничение понимания грамматических форм и конструкций, которые ребенок должен был усвоить к данному возрасту.
- средняя степень недоразвития (после 5 лет) – Освоение ребенком наиболее частотных грамматических форм и конструкций, которые он использует неустойчиво. Отмечаются явления замен, смешений, гипергенерализации грамматических форм и конструкций, трудности линейного развертывания грамматических форм и конструкций. Понимание достаточное на бытовом уровне, при усложнении структуры предложения, использование относительно редкоупотребляемых грамматических моделей наблюдаются трудности. Невысокая обучаемость грамматическим моделям.
- легкая степень недоразвития (после 6 – 7 лет) – в речи ребенка наблюдаются отдельные аграмматизмы, которые могут носить неустойчивый характер. Понимание грамматических форм и конструкций достаточное.
- соответствует возрастной норме – грамматическое оформление собственных высказываний и понимание соответствует возрасту ребенка и диалектным особенностям региона.
Показатель «Связная речь»
особенности использования и понимания устных связных высказываний монологического характера, поэтому данный показатель вводится в обследование и заключение после 5 летнего возраста.
Показатель «Связная речь».
Результаты оцениваются в соответствии со следующей шкалой:
- соответствует возрастной норме (с учетом возраста ребенка) – ребенок составил рассказ самостоятельно или при небольшой стимулирующей помощи, рассказ соответствует теме, тема раскрыта полностью, отсутствуют отступления от темы, в рассказе все предложения связаны между собой, текст последователен и логичен, используются разнообразные лексико-грамматические средства; понимание аудируемого текста – понимает фактологию и смысл текста.
- Легкая степень недоразвития – не соблюдается от 1 до 2 признаков текста, при этом понимание фактологии и смысла текста в полном объеме.
- средняя степень недоразвития – не соблюдается от 3 до 4 признаков текста, при этом понимание фактологии в основном сохранно, затрудняется в передаче смысла текста.
- тяжелая степень недоразвития – составление текста невозможно, либо только с опорой на смысловые вопросы. Понимание фактологии текста фрагментарно или невозможно. Смысл текста недоступен.
Показатель «Чтение»
При анализе уровня сформированности чтения учитывается и техника чтения и понимание прочитанного.
Шкала оценки:
- соответствует программным требованиям (ООП) и возрастной норме;
- легкая степень нарушения: у ребенка при чтении отмечается наличие отдельных ошибок (могут иметь различный характер), понимание прочитанного в полном объеме;
- средняя степень нарушения – Количество и характер ошибок замедляют процесс чтения, ребенок вынужден перечитывать отдельные слоги, слова и предложения. Либо ребенок по способу чтения отстает от программных требований более чем на год. Понимание в целом фрагментарное, хотя общую тему текста может установить.
- тяжелая степень нарушения – Количество допускаемых ошибок препятствует пониманию прочитанного / не сформированы продуктивные способы чтения. Понимание прочитанного практически отсутствует.
Показатель «Письмо»
Оценка состояния техники письма и самостоятельной письменной речи.
Шкалирование уровня сформированности навыка:
- соответствует требованиям ООП и возрастной норме – у ребенка не отмечается специфических дисграфических ошибок на письме; Самостоятельные письменные работы соответствуют требованиям ООП.
- легкая степень нарушениям письма – отдельные специфические (дисграфические) ошибки, которые могут носить, в том числе, неустойчивый характер. Самостоятельные письменные высказывания соответствуют требованиям ООП.
- средняя степень нарушения письма – работы насыщены дисграфическими ошибками, что препятствует и самопроверке, и успешному усвоению полученных знаний. В самостоятельных письменных работах количество специфических (дисграфических) ошибок возрастает, отмечается некоторая стеретипность используемых лексики и синтаксических конструкций.
Тяжелая степень нарушениям письма – работы насыщены специфическими (дисграфическими) ошибками или ребенок освоил элементы звуко-буквенного анализа и синтеза. Самостоятельные письменные работы представляют собой псевдотексты: отдельные стереотипные по структуре предложения и однообразная лексика.
Показатель «Просодическая сторона речи»
Оценивает:
интенсивность голоса (сильный, нормальный, слабый, иссякающий);
характер голосообразования и атака голоса (твердая, мягкая, придыхательная);
тональность звучания (низкий, нормальный, высокий, фальцет);
тембр (чистый, хриплый, дрожащий, глухой, назализованный);
продолжительность максимальной фонации.
Степени выраженности дефекта:
- без особенностей – в процессе коммуникации не возникает никаких проблем. Голос звонкий, эмоционально окрашенный, нет временных ограничений.
- легкая степень нарушения – незначительное изменение тембра голоса, заметное, как правило специалисту. Возможна повышенная утомляемость голоса, монотонность.
- средняя степень нарушения – изменения тембра заметны окружающим, но незначительно препятствуют общению, голос слабый, измененный тембр, иссякающий, маломодулированный.
- тяжелая степень выраженности нарушения – отсутствие звучного голоса или ярко выраженная назализация, препятствующая установлению коммуникативного взаимодействия.
Показатель «Темпо-ритмическая сторона речи».
Оценивается темп речи, а также наличие запинок судорожного и несудорожного характера. Наряду с отметкой о недостатках собственно темпо-ритмической стороны речи необходимо также фиксировать наличие/отсутствие фиксации на дефекте.
Степени выраженности:
- без особенностей – речь соответствует возрастным и региональным особенностям;
- легкое нарушение темпо-ритмической стороны речи: незначительное ускорение/замедление темпа речи, которое может носить ситуативный характер; наличие единичных запинок судорожного/несудорожного характера; фиксация на речи отсутствует.
- нарушение средней степени тяжести –значительное ускорение/замедление темпа речи, которое может носить ситуативный характер и препятствовать эффективной коммуникации; наличие запинок судорожного/несудорожного характера; фиксация на речи присутствует, но количество ситуаций, в которых затруднено общение ограничено рамками публичного общения.
- нарушение тяжелой степени – Особенности речи препятствуют эффектиному общению, выраженные судороги речевого аппарата, страх речи резко ограничивает даже бытовое общение.
На данном возрастном этапе заключение зависит от этапа обучения. В добукварный или букварный период основой заключения является описание состояния устной речи и определение риска появления нарушений письменной речи. Поэтому заключения могут формулироваться также, как и в дошкольном возрасте.
В послебукварном периоде основой заключение является анализ состояния письменной речи, например, для детей, у которых недостатки чтения и письма детерминированы недоразвитием устной речи:
Нарушения процессов чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием;
Нарушения процессов чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием;
Нарушения процессов чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи.
Если у детей отмечаются нарушения чтения и письма, обусловленные несформированности других психических процессов, в заключении используются термины «дисграфия» и «дислексия» с уточнением формы. Достаточно часто диагностируется смешанная форма дислексии и дисграфии.
При наличии заикания логопедическое заключение может быть сформулировано следующим образом: заикание легкой/средней/тяжелой степени, при этом отмечается локализация судорог (артикуляционные, голосовые, дыхательные или их сочетания), характер судорог (тонические, клонические, тоно-клонические, клоно-тонические). Отмечается наличие/отсутствие фиксации на дефекте, логофобия.
Возможны различные сочетания недоразвития языковых средств и средств общения, что должно найти отражение в речевых картах и заключениях.
Если отмечается сочетание нескольких форм патологии, в том числе, сенсорная, нарушение опорно-двигательного аппарата и др.,то указывается клиническая форма речевой патологии. При системных нарушениях речи возможно использование термина «системное недоразвитие речи легкой/средней/тяжелой степени».
Варианты логопедических заключений обучающихся 7-15 летс конференции о работе ПМПК Выступление Грибовой 2016г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.