Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и ДОУ.В ДОУ первостепенной задачей является охрана и укрепление здоровья детей. Работа педагогов должна быть нацелена на поддержание у ребёнка бодрого, жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов; совершенствование всех функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным видам двигательной деятельности, формирование основ физической культуры, потребности в ежедневных физических упражнениях, воспитание положительных нравственно-волевых качеств.
Физическое здоровье и психическое состояние ребенка взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ощущение своего физического здоровья и своих физических возможностей, телесного благополучия способствуют устойчивому чувству комфорта Чтобы сохранить здоровье ребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей, воспитателей, врачей и др.), с целью создания вокруг него атмосферы наполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни. Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Выделяется несколько компонентов здоровья:1. Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.2. Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.3. Психическое здоровье - состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.4. Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.
В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым и чувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк), а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
Педагогам ДОУ и родителям необходимо составить перечень привычек (именно привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые они гарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольном учреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, как полезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных.
При формировании у детей привычки здорового образа жизни, должен быть учтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальном смысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников. Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
сформировать у детей адекватное представление о человеке (о строении собственного тела);
помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;
научить «слушать» и «слышать» свой организм;
осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
ознакомить с правилами поведения на улице, в быту;
научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
ознакомить детей с травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности.
Формы, средства и методические приемы при формировании ЗОЖ:
Обеспечение двигательной активности:
утренняя гимнастика
физкультурные занятия
музыкальные занятия
прогулки, подвижные игры;
пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях)
«бодрящая» гимнастика после дневного сна
физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
эмоциональные разрядки, релаксация;
ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
Работа по формированию ЗОЖ также осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога, через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Используются следующие методические приемы:
рассказы и беседы воспитателя;
заучивание стихотворений;
моделирование различных ситуаций;
рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
сюжетно-ролевые игры;
дидактические игры;
игры-тренинги;
игры-забавы;
подвижные игры;
психогимнастика;
пальчиковая и дыхательная гимнастика;
самомассаж;
физкультминутки.
Таким образом, здоровый образ жизни занимает первое место в потребности и ценности человека в нашем обществе. Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Но важно и дома закреплять предъявленные к детям требования личным поведением родителей: демонстрировать образцы гигиенической культуры, двигательной активности. И благодаря этому тесному сотрудничеству наши дети замечательно овладеют основными культурно-гигиеническими навыками, освоят правила личной безопасности, а также основные правила здорового образа жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.