ГБОУ ДПО «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Составление технологической карты в соответствии с требованиями ФГОС
Составитель
ст.преподаватель Кцоева Ж.Н.
ВЛАДИКАВКАЗ - 2020
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (приказ N 1897 Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г.)
ФГОС направлен на создание условий для повышения качества образования, ориентирует на достижение новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт
В соответствии с требованиями ФГОС у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающегося, обеспечивающая способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Федеральный государственный образовательный стандарт
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учётом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
(ФГОС ООО)
В основе процесса обучения лежит системно-деятельностный подход
УРОК
ДОСТИЖЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
ОСВОЕНИЕ ЗНАНИИ И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Какой результат получить?
Какую деятельность учащихся необходимо специально организовать?
При планировании урока педагогу необходимо определить:
наиболее эффективные методы обучения, способствующие развитию УУД;
учебные задачи, способствующие формированию и диагностике УУД при освоении предметного содержания;
критерии и показатели оценивания УУД.
Технологическая карта урока
Технологическая карта урока – вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных предметов и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС.
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, предназначенная для проектирования учебного процесса.
Технологическая карта в дидактическом контексте – современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся, в которой представлено описание процесса деятельности от цели до результата.
При конструировании технологической карты урока необходимо учитывать следующие позиции:
должен быть описан весь процесс деятельности с указанием конечного результата;
должны быть указаны все операции, их составные части с максимально полным отражением их последовательности;
должны быть названы материалы, перечислено оборудование, указаны инструменты;
должна быть отражена координация и синхронизация действий всех субъектов педагогической деятельности;
должно быть рассчитано время выполнения всех операций.
Структура технологической
карты
1. Общие сведения об уроке:
название темы с указанием часов, отведенных на изучение;
цель освоения учебного содержания и планируемые результаты;
метапредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы);
основные понятия темы.
2. Организационно-деятельностный блок:
- определяется цель и прогнозируемый результат;
задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения;
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
3. Дополнительные материалы.
тесты;
решение задач;
схемы или таблицы.
Этапы, которые должны быть отражены
в технологической карте
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
Ознакомление с новым материалом.
Первичная проверка изученного материала.
Закрепление.
Применение полученных в ходе занятия знаний на практике.
Обобщение и систематизация.
Домашнее задание.
Подведение итогов.
Возможности технологической карты в деятельности педагога
позволит реализовать планируемые результаты ФГОС;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
реализовывать на практике межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Универсальная
технологическая карта
Учитель вписывает большинство нужных на уроке параметров:
- все известные типы уроков,
- все УУД,
- известные цели и задачи,
- общую концепцию хода урока.
При подготовке урока можно убрать ненужное содержание и добавить недостающее согласно тематике урока.
Обязательные разделы технологической карты
Деятельность учителя
уточняет понимание поставленных целей урока;
выдвигает проблему;
проводит параллель с ранее изученным материалом;
осуществляет выборочный контроль;
побуждает к высказыванию своего мнения;
даёт комментарий к домашнему заданию;
организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.
Деятельность учащихся
приводят примеры;
составляют схемы;
выполняют задания;
озвучивают понятия;
выявляют закономерности;
формулируют выводы;
подчеркивают характеристики объектов;
осуществляют самооценку и самопроверку;
формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Алгоритм составления технологической карты
1. Определить и сформулировать:
тему урока;
место темы в учебном курсе;
ведущие понятия, на которые опирается данный урок.
2. Сформулировать о обозначить:
целевую установку урока,
обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
Алгоритм составления технологической карты
3. Спланировать учебный материал, подобрать учебные задания, целью которых является:
узнавание нового материала;
воспроизведение материала;
применение знаний в знакомой ситуации;
применение знаний в новой ситуации;
творческий подход к знаниям.
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
задания, способствующие осмыслению материала учеником;
творческие задания.
Алгоритм составления технологической карты
6. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего продумать:
что контролировать;
как контролировать;
как использовать результаты контроля.
7. Подготовить оборудование для урока:
составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов и т.д.;
продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать домашнее задание:
содержательную часть;
рекомендации по его выполнению.
Рекомендации по разработке технологической карты
1. Записать общие сведения:
Предмет:
Тема урока:
Тип урока:
Прогнозируемые результаты:
личностные
метапредметные
предметные
Дидактические средства: учебник, памятки, карточки с заданиями.
Оборудование:
Рекомендации по разработке технологической карты
2. Не стоит излишне нагружать технологическую карту урока. Это только затруднит её использование во время занятия.
3. Можно добавить графы:
время;
использование ИКТ;
способ промежуточного контроля и др.
Рекомендации по разработке технологической карты
4. В технологической карте указываются традиционные этапы урока. Иногда, в зависимости от типа урока, некоторые этапы можно объединить или исключить.
5. Для указания УУД и планируемых результатов можно использовать материал рабочей программы.
Рекомендации по разработке технологической карты
6. Использовать формулировки, отражающие воспитательный и развивающий характер урока:
способствовать формированию (развитию или воспитанию);
создать условия для формирования (развития или воспитания).
7. Необходимые дополнения: схемы, образцы решения, тесты размещаются после технологической карты.
Рекомендации по разработке технологической карты
8. Использование ИКТ ускорит процесс создания технологической карты.
Специальные программы содержат:
рабочую программу по определенному предмету;
описание всех УУД;
описание планируемых результатов.
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовывать действия учителя и учащихся, организовывать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.