Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи , ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи, как ключевого института развития и социализации ребенка. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Педагогу детского сада , в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности ДОУ – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Условная классификация современных родителей
Первая группа – это родители очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.
Они ждут от детского сада:
Хорошего присмотра и ухода за ребенком;
Его полноценного развития;
Оздоровления;
Обучения и воспитания;
Организацию интересного досуга
Задача педагога – организовать
«домашние задания», заранее напоминать
о намеченных мероприятиях .
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками.
Не хотят лишать ребенка:
Полноценного общения;
Игр со сверстниками;
Развития и обучения.
Задача педагога – не допустить, чтобы эта
группа родителей осталась на позиции
пассивного наблюдения, активизировать
их педагогические умения, вовлечь
в работу детского сада
Третья группа – семьи с неработающими мамами
Они ждут от детского сада:
Интересного общения со сверстниками;
Получения навыков поведения в коллективе;
Соблюдения правильного режима дня;
Обучения и развития.
Задача педагога – выделить из этой группы
энергичных мам, которые станут членами
родительского комитета и активными
помощницами воспитателя. На эту
родительскую группу воспитателю
легче опираться при подготовке
мероприятий.
Формы общения педагога с родителями
в ДОУ
Традиционные
Коллективные:
Групповые родительские собрания, «круглые столы», конференции и т.д.
Индивидуальные:
Педагогические беседы с родителями
Наглядно-информационные:
Аудио и видео фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки
Нетрадиционные
Информационно-аналитические:
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые:
Совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках
Познавательные:
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные:
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотек
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Как избежать конфликтов в общении с родителями?
Согласитесь, как педагогам, так и родителям не всегда удается общение друг с другом в доброжелательной, спокойной, доверительной форме. У обеих сторон воспитательного процесса почти всегда есть претензии в отношении друг друга. И не всегда педагогу и родителям удается сдерживать свои эмоции при общении.
Попробуем решить ситуации
Как бы вы сообщили родителям?
* Старшая группа мальчик постоянно берет игрушки, рисунки, конфеты из шкафчиков детей. Рисунки рвутся, конфеты съедаются, а игрушки уносятся домой.
* Девочка в средней группе кусает других детей.
* В младшей группе девочка отказывается есть суп. На просьбу воспитателя, резко отодвинула от себя тарелку, пролив суп на себя, стол и соседа по столу. Ребенок, которого облили супом, расплакался.
Техника «Я – активный слушатель»
В ситуации, когда родитель высказывает педагогу претензии. Чаще всего на повышенных тонах.
Например, высказывание мамы: «У вас все любимчики, кроме моего сына. Над остальными детьми вы трясетесь, как бы что не случилось, а моего вечно ругаете.»
Попробуем решить ситуации
Как бы вы построили общение с родителем?
* «Мой сын жалуется, что вы его бьете и заставляете спать в тихий час».
* «Вы не дали моей дочери учить стихотворенье на праздник. Все дети участвовали, а моя сидела на стульчике почти всё мероприятие»
* «Моя дочь сказала, что вы разрешаете им есть снег на прогулке. Теперь у моей дочери ангина»
Техника «Я - высказывание»
В ситуации, когда вам необходимо высказать свое отношение к чему-либо.
Например, родители, не смотря на ваши многочисленные просьбы и напоминания, так и не принесли квитанцию об оплате за детский сад.
Попробуем решить ситуации
Как бы вы построили общение с родителем?
* Ребенок приходит в детский сад неопрятный, в рваной одежде.
* Родители на кануне мероприятия отказываются от участия ни чем не мотивируя отказ.
* Родители неоднократно задерживаются и не могут вовремя забрать ребенка из детского сада.
Причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей:
* недостаточное знание специфики семейного воспитания;
* неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
* неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Принципы взаимодействия Педагога с родителями:
* доброжелательный стиль общения;
* индивидуальный подход;
* сотрудничество, а не наставничество;
* тщательная подготовка;
* динамичность
Заключение
Было бы замечательно, если педагоги и родители будут всегда помнить, что семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу все вместе:
семья - детский сад – общественность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.