Социально-педагогическое взаимодействие с семьями воспитанников
Выполнила: воспитатель 1 квалификационной категории 
Смирнова Елена Александровна
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи , ведь родители - первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Детство обеспечивается – и это главное – поддержкой семьи, как ключевого института развития и социализации ребенка. Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточной компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Педагогу детского сада , в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей. Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности ДОУ – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Проблема
  Объект
  Предмет
Определение методов и форм Эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями
Семья как система
Методы и формы взаимодействия
Условная классификация современных родителей
Первая группа – это родители очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим.
Они ждут  от детского сада:
Хорошего присмотра и ухода за ребенком;
Его полноценного развития;
Оздоровления;
Обучения и воспитания;
Организацию интересного досуга     
Задача педагога – организовать
 «домашние задания»,  заранее напоминать
 о намеченных мероприятиях .                                            
Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками.
Не хотят лишать ребенка:
Полноценного общения;
Игр со сверстниками;
Развития и обучения.                                                            
Задача педагога – не допустить, чтобы эта              
группа родителей осталась на позиции
 пассивного наблюдения, активизировать 
их педагогические умения, вовлечь 
в работу детского сада
Третья группа – семьи с неработающими мамами
Они ждут  от детского сада:
Интересного общения со сверстниками;
Получения навыков поведения в коллективе;
Соблюдения правильного режима дня;
Обучения и развития.                                                               
                                                                                                        
Задача педагога – выделить из этой группы                     
энергичных мам, которые станут членами 
родительского комитета и активными 
помощницами воспитателя. На эту 
родительскую группу воспитателю 
легче опираться при подготовке 
мероприятий.
Формы общения педагога с родителями 
в ДОУ
           Традиционные
Коллективные:
Групповые родительские собрания, «круглые столы», конференции и т.д.
Индивидуальные:
Педагогические беседы с родителями
Наглядно-информационные:
Аудио и видео фрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотовыставки, стенды, ширмы, папки-передвижки
Нетрадиционные
Информационно-аналитические:
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Досуговые:
Совместные досуги, праздники, участие детей и родителей в выставках
Познавательные:
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, педагогическая библиотека для родителей
Наглядно-информационные:
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, выпуск газет, организация мини-библиотек
Важным моментом в предупреждении возникновения проблемных ситуаций являются установление личного контакта педагога с родителями, ежедневное информирование родителей о том, как ребенок провел день, чему научился, каких успехов достиг.
Как избежать конфликтов в общении с родителями?
      Согласитесь, как педагогам, так и родителям не всегда удается общение друг с другом в доброжелательной, спокойной, доверительной форме. У обеих сторон воспитательного процесса  почти всегда есть претензии в отношении друг друга. И не всегда педагогу и родителям удается сдерживать свои эмоции при общении. 
   
Техника «Бутерброд»
Вы хотите сообщить родителям какой-то неприятный момент, что случился с ребенком. 
Например, ребенок младшая группа, поскользнулся, упал и теперь у него синяк на теле.
Попробуем решить ситуации
Как бы вы сообщили родителям?
* Старшая группа мальчик постоянно берет игрушки, рисунки, конфеты из шкафчиков детей. Рисунки рвутся, конфеты съедаются, а игрушки уносятся домой.
*  Девочка в средней группе кусает других детей.
*   В младшей группе девочка отказывается есть суп. На просьбу воспитателя,  резко отодвинула от себя тарелку, пролив суп на себя, стол и соседа по столу. Ребенок, которого облили супом, расплакался.
Техника «Я – активный слушатель»
В ситуации, когда родитель высказывает педагогу претензии. Чаще всего на повышенных тонах.
Например, высказывание мамы: «У вас все любимчики, кроме моего сына. Над остальными детьми вы трясетесь, как бы что не случилось, а моего вечно ругаете.»
Попробуем решить ситуации
Как бы вы построили общение с  родителем?
* «Мой сын жалуется, что вы его бьете и заставляете спать в тихий час».
* «Вы не дали моей дочери учить стихотворенье на праздник. Все дети участвовали, а моя сидела на стульчике почти всё мероприятие»
* «Моя дочь сказала, что вы разрешаете им есть снег на прогулке. Теперь у моей дочери ангина»
Техника «Я - высказывание»
В ситуации, когда вам необходимо высказать свое отношение к чему-либо.
Например, родители, не смотря на ваши многочисленные просьбы и напоминания, так и не принесли квитанцию об оплате за детский сад.
Попробуем решить ситуации
Как бы вы построили общение с  родителем?
* Ребенок приходит в детский сад неопрятный, в рваной одежде.
* Родители на кануне мероприятия отказываются от участия ни чем не мотивируя отказ.
* Родители неоднократно задерживаются  и не могут вовремя забрать ребенка из детского сада.
Причины отсутствия взаимодействия ДОУ с семьей:
* недостаточное знание специфики семейного воспитания;
* неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
*  неумение планировать совместную работу с детьми и родителями. У отдельных воспитателей недостаточно развиты коммуникативные умения.
Принципы взаимодействия Педагога с родителями:
* доброжелательный стиль общения;
* индивидуальный подход;
* сотрудничество, а не наставничество;
* тщательная подготовка; 
* динамичность
Заключение
Было бы замечательно, если педагоги и родители будут всегда помнить, что семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту задачу все вместе: 
семья - детский сад – общественность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.