Презентация "Современные технологии в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами"
Оценка 4.7

Презентация "Современные технологии в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами"

Оценка 4.7
pptx
13.01.2022
Презентация "Современные технологии в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами"
презентация Севрюкова ТВ (2).pptx

Современные технологии в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами «Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают,…

Современные технологии в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами «Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают,…

Современные технологии в системе речевого развития детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с картинами



«Главное, что должно дать образование и о чем часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом»
А.Н.Несмеянов

МБДОУ
«Шахтерский ясли – сад №11»
Заведующий Севрюкова Т.В.

Задачи Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические…

Задачи Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические…

Задачи

Дети должны не только понимать содержание картины, но и связно, последовательно описывать всех персонажей, их взаимоотношения, обстановку, используя разнообразные языковые средства, более сложные грамматические конструкции.


Использовать нестандартные оригинальные решения,
Учить изобретать, придумывать новое.
Оживлять предметы и явления, решать сказочные и творческие задания.
Находить и решать противоречия, не бояться отрицательного в объектах и явлениях.


Развивать связную
речь ребенка, творческое воображение, а также такие качества мышления, как гибкость,подвижность, системность, поисковая активность, стремление к новизне.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Структура
занятия

Дети рассматривают картину

Работа по картине проводится поэтапно

самостоятельный выбор ребенком

Использование игровых приемов

Рассказывают самостоятельно, внося в рассказ своё творчество

Определение объектов на картине»

Определение объектов на картине»

1 этап «Определение объектов на картине»

Используем приём «Смотрю на картину и называю объекты». Этот этап работы важен для обозначения объектов на картине и проговаривания их названия. Для мотивации детей для выделения объектов используем приёмы «подзорная труба», «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность называния объектов на картине может быть любой. Выявлять части одного объекта можно с помощью игровых приёмов «Аукцион», «Кто самый внимательный». Приём «Подзорная труба» - дети рассматривают картину через свернутый в виде трубы лист бумаги.

Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Установление взаимосвязей между объектами на картине»

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Выдели два объекта на картине.

Объясни, почему они между собой связаны.

Объедини названные объекты стрелками.

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания : пришел волшебник Объединения и соединил два предмета. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по эмоциональному расположению

Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по эмоциональному расположению

«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по эмоциональному расположению.

Работа по активации речи: обучение детей составлению по несколько простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами – рассуждениями.

утверждение, что с чем связано;
ряд доказательств утверждения с помощью слов
«во – первых…, потому что», «во – вторых.., потому что»; «в третьих,..» и т.п.
вывод – подтверждение.

Модель рассказов

Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.

Составление сравнений, загадок и метафор по картине»

Составление сравнений, загадок и метафор по картине»

3 этап «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».

Алгоритм составления сравнений

выбери предмет, изображенный на картине (снеговик),
что ты можешь сказать, например, о его форме
какие еще предметы , похожие по форме, ты знаешь?
составь словосочетание: «Предмет по форме похож на …»
произнеси правило этого этапа «Я смотрю на предмет и могу сравнить его с…»

Модели составления загадок Модель 1

Модели составления загадок Модель 1

Модели составления загадок


Модель 1
Какой? Что такое же? Белый сахар, мягкий перо «Как» «Но не». Белый , но не сахар. Мягкий , но не перо. Пушистый, но не вата.


Модель 2
Что делает? Кто (что) делает так же? Укрывает одеяло, крутится листик , идет дождь.
«Как» «Но не»
Падает, кружится, но не листик. Идет, но не дождь.
Укрывает, но не одеяло.

Модель 3
На что похож? Чем отличается? Вата, тает «Как» «Но не»
Белый, но не сахар, укрывает землю как покрывало, похожа на вату, но тает.

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»

Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»

4 этап « Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств»

Что это? Здесь пахнет Волшебник «Я нюхаю» свежестью. Я чувствую аромат ели. Из окна вкусно пахнет пирогами. Я чувствую запах морковки, которой мальчик украсил снеговика.

Я прикасаюсь к снегу и чувствую, какой он холодный. Я чувствую на ощупь, какой на реке лед гладкий. Я чувствую, какая на ощупь елочка колючая, а веточки у неё , как маленькие ёжики. Прикасаюсь к дереву. Ствол у него твердый, шершавый, толстый.

Волшебник «Я слышу». Я слышу пение птиц. Я слышу, как хрустит снег под санками, как коньки царапают лед. А так же слышно, как дети весело общаются между собой.

Волшебник «Я пробую на вкус» . Снег есть нельзя, потому что он холодный и грязный.

Волшебник «Я вижу». Я вижу, как мальчик лепит снеговика, одна девочка катается на санках, а другая на коньках. Когда я внимательно смотрю на картину, вижу как мальчик катается на лыжах

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины»

Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины»

5 этап «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины»

Алгоритм составления рифмованных текстов
Подбери рифмующиеся слова к предметам на картине :
ели – пели, идет – новый год, спит – не велит…

На пригорке, возле ели,
На деревьях птицы пели

С дымоходов дым идет,
К нам приходит Новый год!

Под сугробом мишка спит,
В лес ходить нам не велит!

Определение местонахождения объектов на картине»

Определение местонахождения объектов на картине»

6 этап «Определение местонахождения объектов на картине»

Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства, центральная часть, левая – правая, нижняя – верхняя часть картины, правый – левый, верхний – нижний углы картины и т.п. ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после, в глубине…
Игра «Да - нет» - педагог загадывает объекты на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местоположение.
Вопросы задают таким образом, чтобы ведущий смог отвечать только «да» или «нет». Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.

Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения» «Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер» - активизировать в речи слова, обозначающие свойства…

Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения» «Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер» - активизировать в речи слова, обозначающие свойства…

7 этап «Составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения»

«Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер» - активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.
Для составления творческих рассказов от первого лица, необходимо уточнить:
- возможные эмоциональные состояния и настроение героев: грустный – веселый, спокойный – возбужденный;
разнообразные свойства характера: добрый – злой, ленивый – трудолюбивый;
- признаки проявления эмоционального состояния: веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех…), грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый…)
перед тем , как обучать ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица, необходимы следующие творческие задания:
я назову тебе черту характера, а ты назови противоположную ей (например добрый – злой);
превратись в кого – нибудь или во что – нибудь в зависимости от ситуации.
Для обучения детей речевым зарисовкам от лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии» в его эмоциональное состояние или принимает какую – то черту характера.


Описание объекта с изменением его характеристики во времени»

Описание объекта с изменением его характеристики во времени»

8 этап «Описание объекта с изменением его характеристики во времени»

Картина рассматривается детьми, как остановившийся миг. По сути же возможно развитие сюжета во времени. В рассказе рекомендуется использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень).

Понятия о смысловых характеристиках картины»

Понятия о смысловых характеристиках картины»

9 этап «Понятия о смысловых характеристиках картины».

«У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы и поговорки так емок, что представляет возможность человеку по- разному толковать его. Данная многозначность позволяет»привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.

Итоговая беседа Найди самое удачное название картины

Итоговая беседа Найди самое удачное название картины

Итоговая беседа

Найди самое удачное название картины
Составление с детьми творческих рассказов по картине
Рассказ-рассуждение
Рассказ-размышление.
Игра «Профессор Вопросник

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2022