Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса
Коваленко Н. Н., заместитель директора по УВР
МОУ «Средняя школа № 49 города Макеевки»
Гуманная и авторитарная педагогика. Возможна ли золотая середина?
гуманистическая педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания развития ребенка, ориентированная на самореализацию личности подрастающего человека;
авторитарная педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия, безоговорочного его подчинения воле педагога, ориентированная на подавление личности ребенка.
В чём принципиальное отличие авторитарной и гуманистической концепций образования?
Для авторитарной концепции образования характерно:
Есть субъект - учитель, и объект, на который он воздействует, -ученик. Мастерство учителя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу. Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.
Гуманистическая концепция образования - это прежде всего педагогическое сотрудничество, т.е. совместная развивающая деятельность детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.
Ш. Л. Амонашвили сформулировал принципы гуманного учительского поведения и вообще всего учебно-воспитательного процесса.
Они таковы:
- любить ребенка;
- понимать ребенка;
-восполняться оптимизмом в отношениях к ребенку.
Учителем гуманизма называют Карла Роджерса
К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:
Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся
Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
Учитель руководствуется собственным опытом.
Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими.
В классе создается климат, облегчающий обучение.
Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности.
Направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.
«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром.» (В.А.Сухомлинский)
Исходные позиции:
Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.
Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.
Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.
Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство.
Сравнительный анализ гуманитарной и авторитарной педагогики
Авторитарная педагогика | Гуманистическая педагогика |
| |
Ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения. | Направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели. |
Довольствуется учётом психологических особенностей детей. | Вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть. |
Провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни. | Воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни. |
Приспосабливает Ребёнка к жизни. | Воспитывает преобразователя жизни. |
Монологична в своём общении с детьми. | Ведет постоянный диалог с ними. |
Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям | Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви. |
Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется… | Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством… |
| Гуманная педагогика инновационна. |
| Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения |
Возможна ли золотая середина? Любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой, успех воспитывается успехом. Невозможно здесь определить золотую середину: всё зависит от личности ребёнка, её потребностей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.