Презентация "Сравнительный анализ гуманитарнистическойи авторитарной концепций воспитательного процессаитарн"

  • pptx
  • 24.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала сравнительный анализ.pptx

Сравнительный анализ авторитарной и гуманистической концепций образовательного процесса

Коваленко Н. Н., заместитель директора по УВР
МОУ «Средняя школа № 49 города Макеевки»

Гуманная и авторитарная педагогика. Возможна ли золотая середина?

гуманистическая педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах уважения в ребенке растущего человека, стимулирования в ходе воспитания развития ребенка, ориентированная на самореализацию личности подрастающего человека;

авторитарная педагогика - педагогическая концепция, основанная на принципах отношения к ребенку как к объекту педагогического воздействия, безоговорочного его подчинения воле педагога, ориентированная на подавление личности ребенка.

В чём принципиальное отличие авторитарной и гуманистической концепций образования?

Для авторитарной концепции образования характерно:
Есть субъект - учитель, и объект, на который он воздействует, -ученик. Мастерство учителя заключается в его профессиональных знаниях, умениях и способностях, а не в личностных качествах и творческом подходе к делу. Доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя.

Гуманистическая концепция образования - это прежде всего педагогическое сотрудничество, т.е. совместная развивающая деятельность детей и педагогов на основе взаимопонимания, проникновения в духовный мир друг друга, коллективного анализа хода и результатов этой деятельности.

Ш. Л. Амонашвили сформулировал принципы гуманного учительского поведения и вообще всего учебно-воспитательного процесса.

Они таковы:
- любить ребенка;
- понимать ребенка;
-восполняться оптимизмом в отношениях к ребенку.

Учителем гуманизма называют Карла Роджерса

К. Роджерс предложил новую модель образования - модель концентрации на личности. Он выделил 9 основных положений:
Главное условие: фацилитатор имеет достаточно уважения к себе и учащемуся
Фацилитатор разделяет с другими ответственность за обучение и воспитание.
Учитель руководствуется собственным опытом.
Учащийся выстраивает и развивает свою собственную программу самостоятельно или совместно с другими.
В классе создается климат, облегчающий обучение.
Результат измеряется тем, сделал ли обучаемый заметный шаг вперед.
Самодисциплина заменяет внешнюю дисциплину.
Обучаемый сам оценивает уровень обученности и воспитанности.
Направление обучения является личным выбором, обучение - собственной инициативой, а личность (с ее чувствами, наклонностями, интеллектом) полностью сориентирована на саморазвитие.

«Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром.» (В.А.Сухомлинский)

Исходные позиции:
Управлять обучением и всей школьной жизнью учащихся с позиции их интересов.
Постоянно проявлять веру в возможности и перспективы каждого учащегося.
Сотрудничать с учащимися в процессе обучения.
Быть этичным по отношению к учащемуся, уважать и поддерживать его достоинство.

Сравнительный анализ гуманитарной и авторитарной педагогики

Авторитарная педагогика

Гуманистическая педагогика

 
Строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений

 
Строит свои отношения с детьми – воспитанниками и учениками – на основе системы поощрений и наказаний, то есть, принуждений

Ориентирована на формирование знаний, умений и навыков и возносит процесс обучения.

Направлена на облагораживание души, сердца и разума Ребёнка, а знания мыслятся как путь восхождения к цели.
 

Довольствуется учётом психологических особенностей детей.
 

Вбирает Ребёнка полностью и таким, какой он есть.
 

Провозглашает постулат о подготовке подрастающего поколения к жизни.
 

Воспитывает детей для жизни и с помощью самой жизни.
 

Приспосабливает Ребёнка к жизни.

Воспитывает преобразователя жизни.
 

Монологична в своём общении с детьми.
 

Ведет постоянный диалог с ними.

Образовательные процессы авторитарной педагогики заформализованы и официальны, строго регламентированы, наполнены менторским тоном, призывающим воспитанников и учеников к долгу, обязанностям

Образовательные процессы гуманной педагогики следуют принципам сотрудничества, духовной общности, взаимопонимания, доверия, творящего терпения, свободного выбора, радости познания, любви.

Авторитарная педагогика приемлет в качестве аксиом: зло наказывается, добро поощряется; лень порицается, усердие приветствуется…
 

Гуманная педагогика строится на аксиомах: любовь воспитывается любовью; доброта воспитывается добротой; успех взращивается успехом; благородство воспитывается благородством…
 

 
Авторитарная педагогика консервативна.
 

Гуманная педагогика инновационна.

 
Авторитарная педагогика вредит здоровью детей, провоцируя учителей, воспитателей, родителей на раздражение, грубость, угрозы, крики, ущемление достоинства, наказания…
 

Гуманная педагогика профилактична и лечебна, ибо каждый Ребёнок находится в состоянии согласия, радости, духовной общности, любви, уважения

Возможна ли золотая середина? Любовь воспитывается любовью, доброта воспитывается добротой, успех воспитывается успехом. Невозможно здесь определить золотую середину: всё зависит от личности ребёнка, её потребностей.

Спасибо за внимание!