Презентация. Стихотворение А.С.Пушкина "Няне"

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 06.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обучение анализу поэтического текста
Иконка файла материала Стихотворение «Няне».ppt

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне". Цели урока: - продолжить изучение жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина; - познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта; - познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта; - формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся; - развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; - обучать приёмам целостного анализа текста лирического произведения

Личностные УУД:
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Планируемые результаты:

1.Во время работы учащиеся пользуются следующими сигналами рукой

2. Задание для самостоятельной работы

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память. И.С.Аксаков Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 год

Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

1. Работаем по рабочему листу №1

2. Составляем кластер

Почему Пушкин любил свою няню

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Стихотворение «Няне».

Автор : Кочанова В.В., учитель
русского языка и литературы, МОУ «Зимстанская СОШ», п. Зимстан, Усть-Куломского района

Корзина идей

На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение. И поможет нам в этом «Корзина идей». Перед вами находится корзина, которую необходимо заполнить. Но чем? Так как перед нами стоит задача проанализировать стихотворение Пушкина «Няне», подумайте и запишите на листочки тезисами все то, что нам для этого понадобится.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне».
Оно было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

«…вечерами слушаю сказки моей няни,…
она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно.»

Стихотворение «Няне»


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Жанр – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии.

- Из скольких строф состоит стихотворение?
- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Почему?


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

-обращение
лирического
героя к няне

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

– строки рисуют
забытый домик
в глуши сосновых
лесов

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в
Твоих наморщенных руках.

-представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают.

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:

-кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль;
-словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.

Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь

– в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике,
горестные предчувствия.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

обращение лирического героя к няне

забытый домик в глуши сосновых лесов

лирический герой словно видит няню, угадывает её переживания
-

душевное беспокойство няни о своём
воспитаннике

«Няне» 1826 г

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

1 группа
(метафоры)

2 группа
(эпитеты)

3 группа
(сравнения, олицетворения)






Игра «Кто быстрее?»
Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности. Команда, которая справится с заданием быстрее, получает дополнительные баллы.

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры, эпитеты и сравнение


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Млечный путь

Оцените свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:


– не доволен, мог сделать гораздо больше,

– мог бы работать лучше,

– сделал всё возможное для успеха группы.

Настроение стихотворения

Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.


Значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения.

Перифраза подруга дней моих суровых
Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.
Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон.
В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.
Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни
эпитеты Забытые ворота
Черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни.
Повтор давно, давно
Глушь лесов,
Черный отдаленный путь - символ разлуки
Чувства няни названы прямо : горюешь, тоска, предчувствия , заботы
и метафорически: теснят твою всечасно грудь,
Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Сравнение горюешь, будто на часах- передает постоянство ее томительного ожидания


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Синтаксис

В стихотворении 5 предложений.
1 – восклицательное, содержит обращение;
2 - простое, повествовательное, невосклицательное;
3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают. (Это передает взволнованность речи лирического героя);
5 - предложение не закончено. (Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

Рефлексия.

Светофор

Красный - Я сам не смог справиться с затруднением.

Жёлтый - У меня не было
затруднений.

Зелёный- Я только слушал
предложения других.

Домашнее задание

Выучить стихотворение
наизусть

Рабочий лист №2

Использованная литература


Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011 – (Мастерская учителя-словесника).

Соловьёва Ф.Е. "Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина. В 2-х частях.- “Русское слово”, 2022 г.
http://ppt4web.ru/literatura/njanja-v-zhizni-as-pushkina.html
pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
www/no/ped_master/tkachenko1.htm
http://5klass.net/literatura-6-klass/Pushkin-i-njanja/001-Issledovatelskaja-rabota-na-temu.html
http://prezentacii.com/literatura/670-pushkin-zhizn-i-tvorchestvo.html
http://ria.ru/spravka/20120606/664908480.html

Иллюстрации к стихотворению “Няне”

1. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d50fd04ca52d32bd2ab76b55800603a4a44520ea-10715561-images-thumbs&n=13
2. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d8205da513e7a1b12eeab6d1ef6066f82429d971-5331459-images-thumbs&n=13
3. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dd05131ad45a0f0a723bcf50c3ab3a3262f2a855-10806524-images-thumbs&n=13
4. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7baea09607860e6b454b9c0f7830c57a320f677f-5232021-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bbfd8f011d807a8b1c5fdde6b1900ad07dacb377-9705905-images-thumbs&n=13
памятник - http://img.29palms.ru/photo/hotels/russia/pskov/2/resized/213_Rossiya_Parki_Pskova_The_monument_to_russian_poet_Alexander_Pushkin_and_his_nanny_Arina_Rodionovna_in_the_park_of_Pskov_Russia_Foto_elesi_-_Depositphotos.jpg

Иллюстративный материал

1. svetofor_kartinki_4.jpg
2. думающий мальчик- 92746940.jpg
3. фигурка с восклиц. знаком - news_53563_image_900x_.jpg
4. звёзды - depositphotos_7143152-stock-illustration-shiny-stars.jpg
5. небесное тело - Subbota-1024x1024.jpg
6.

Шаблон выполнен Морозовой Натальей Терентьевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
В изготовлении шаблона использованы иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Художник Дмитрий Белюкин.