Презентация. Стихотворение А.С.Пушкина "Няне"
Оценка 4.6

Презентация. Стихотворение А.С.Пушкина "Няне"

Оценка 4.6
Презентации учебные
ppt
русская литература
06.06.2024
Презентация. Стихотворение А.С.Пушкина "Няне"
Обучение анализу поэтического текста
Стихотворение «Няне».ppt

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне"

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне"

Тема урока: А.С. Пушкин. Стихотворение "Няне". Цели урока: - продолжить изучение жизни и творчества великого русского поэта А.С. Пушкина; - познакомить с жизнью няни Арины Родионовны, рассмотреть, какую роль она играла в жизни поэта; - познакомить со стихотворением, посвященным няне поэта; - формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся; - развивать навыки выразительного чтения, словесного рисования, умения выделять в тексте произведения изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественной структуре стихотворения; - обучать приёмам целостного анализа текста лирического произведения

Личностные УУД:
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Планируемые результаты:

Во время работы учащиеся пользуются следующими сигналами рукой 2

Во время работы учащиеся пользуются следующими сигналами рукой 2

1.Во время работы учащиеся пользуются следующими сигналами рукой

2. Задание для самостоятельной работы

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь

Встречи с творчеством А. С. Пушкина – это “чудное мгновение”, которое длится всю жизнь. Имя Пушкина, черты его лица входят в наше сознание в самом раннем детстве, а первые услышанные или прочитанные нами стихи его мы принимаем как подарок, ценность которого узнаешь только с годами. Вы уже знакомы со сказками поэта, с некоторыми его стихотворениями. И вот – новая встреча. Но сегодня мы будем говорить и о человеке, без которого не было бы Пушкина как поэта, не было бы русской литературы. О ком же?

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память

Да будет же ей, этой няне, и от лица русского общества вечная благодарная память. И.С.Аксаков Речь на открытии памятника Пушкину в Москве в1880 год

Почему эти слова посвящены не матери поэта, а его няне?

Работаем по рабочему листу №1 2

Работаем по рабочему листу №1 2

1. Работаем по рабочему листу №1

2. Составляем кластер

Почему Пушкин любил свою няню

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Стихотворение «Няне». Автор : Кочанова

Стихотворение «Няне». Автор : Кочанова

Стихотворение «Няне».

Автор : Кочанова В.В., учитель
русского языка и литературы, МОУ «Зимстанская СОШ», п. Зимстан, Усть-Куломского района

Корзина идей На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение

Корзина идей На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение

Корзина идей

На сегодняшнем занятии мы попробуем проанализировать данное лирическое произведение. И поможет нам в этом «Корзина идей». Перед вами находится корзина, которую необходимо заполнить. Но чем? Так как перед нами стоит задача проанализировать стихотворение Пушкина «Няне», подумайте и запишите на листочки тезисами все то, что нам для этого понадобится.

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении

В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко, а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и душевное спокойствие.
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Ее образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне».
Оно было создано в1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.

«…вечерами слушаю сказки моей няни,…
она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно.»

Стихотворение «Няне» Подруга дней моих суровых,

Стихотворение «Няне» Подруга дней моих суровых,

Стихотворение «Няне»


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Жанр – послание, так как строки адресованы няне. Также в нем можно заметить признаки элегии.

Из скольких строф состоит стихотворение? -

Из скольких строф состоит стихотворение? -

- Из скольких строф состоит стихотворение?
- На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Почему?


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Подруга дней моих суровых,

Подруга дней моих суровых,

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!

-обращение
лирического
героя к няне

Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни мужчины: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину «дряхлой голубкой», указывая, таким образом, на ее возраст.

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня

Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждешь меня

Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

– строки рисуют
забытый домик
в глуши сосновых
лесов

Няня доживает свои годы среди леса в одиночестве.

Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах,

Ты под окном своей светлицы Горюешь будто на часах,

Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто на часах,
И медлят поминутно спицы в
Твоих наморщенных руках.

-представляется няня, сидящая у окна и поминутно вглядывающаяся вдаль.

Ее воспитанник уверен, что женщина ждет его, не отходя от окна светлицы. Няня прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в ее руках часто замирают.

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: -кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль; -словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет

Глядишь в забытые вороты На черный отдаленный путь: -кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль; -словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет

Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:

-кажется, няня подошла к воротам и напряженно смотрит вдаль;
-словно ждёт, что её любимый воспитанник вот-вот приедет.

Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлен в сторону дороги.

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь – в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике, горестные предчувствия

Тоска, предчувствия, заботы Теснят твою всечасно грудь – в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике, горестные предчувствия

Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь

– в душе её беспокойство о нём, о воспитаннике,
горестные предчувствия.

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека

Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, мужчина заявляет, что все ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе...

обращение лирического героя к няне

забытый домик в глуши сосновых лесов

лирический герой словно видит няню, угадывает её переживания
-

душевное беспокойство няни о своём
воспитаннике

«Няне» 1826 г

Композиция

Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.

Игра «Кто быстрее?» Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности

Игра «Кто быстрее?» Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности

1 группа
(метафоры)

2 группа
(эпитеты)

3 группа
(сравнения, олицетворения)






Игра «Кто быстрее?»
Каждая группа должна найти и выписать средства художественной выразительности. Команда, которая справится с заданием быстрее, получает дополнительные баллы.

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности

Инструмент для создания образа няни и передачи чувств лирического героя – средства выразительности. В тексте есть метафоры, эпитеты и сравнение


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Млечный путь Оцените свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета: – не доволен, мог сделать гораздо больше, – мог бы работать лучше, –…

Млечный путь Оцените свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета: – не доволен, мог сделать гораздо больше, – мог бы работать лучше, –…

Млечный путь

Оцените свой вклад в работу группы, прикрепляя звезду определённого цвета:


– не доволен, мог сделать гораздо больше,

– мог бы работать лучше,

– сделал всё возможное для успеха группы.

Настроение стихотворения Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое

Настроение стихотворения Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое

Настроение стихотворения

Настроение стихотворения грустное, печальное, тоскливое.
В произведении передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.


Значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения

Значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения

Значения слов, определяющих эмоциональный настрой стихотворения.

Перифраза подруга дней моих суровых
Подчеркивает дружеские отношения с няней в трудные для него времена - в период ссылки. Для лирического героя няня – друг, который всегда рядом - и в радости, и в горе.
Во второй перифразе соединяется сердечное, народное слово голубка и эпитет дряхлая, несущий оттенок дружеской шутки, местоимение моя усиливает ласковый тон.
В этих обращениях - любовь к няне, нежность и забота.
Эпитеты дряхлая, наморщенных руках рисуют облик няни
эпитеты Забытые ворота
Черный отдаленный путь передают тяжесть одиночества няни.
Повтор давно, давно
Глушь лесов,
Черный отдаленный путь - символ разлуки
Чувства няни названы прямо : горюешь, тоска, предчувствия , заботы
и метафорически: теснят твою всечасно грудь,
Медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Сравнение горюешь, будто на часах- передает постоянство ее томительного ожидания

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя!


Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
1826

Синтаксис

В стихотворении 5 предложений.
1 – восклицательное, содержит обращение;
2 - простое, повествовательное, невосклицательное;
3, 4 - сложные, длинные, грамматические границы предложений и деление на строки не совпадают. (Это передает взволнованность речи лирического героя);
5 - предложение не закончено. (Оно побуждает читателя к раздумьям, размышлениям).

Рефлексия. Светофор Красный -

Рефлексия. Светофор Красный -

Рефлексия.

Светофор

Красный - Я сам не смог справиться с затруднением.

Жёлтый - У меня не было
затруднений.

Зелёный- Я только слушал
предложения других.

Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть

Домашнее задание Выучить стихотворение наизусть

Домашнее задание

Выучить стихотворение
наизусть

Рабочий лист №2

Использованная литература Черных

Использованная литература Черных

Использованная литература


Черных О.Г. Практикум по литературе: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011 – (Мастерская учителя-словесника).

Соловьёва Ф.Е. "Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Г. С. Меркина. В 2-х частях.- “Русское слово”, 2022 г.
http://ppt4web.ru/literatura/njanja-v-zhizni-as-pushkina.html
pushkin.ellink.ru/pushkin/push1.asp
www/no/ped_master/tkachenko1.htm
http://5klass.net/literatura-6-klass/Pushkin-i-njanja/001-Issledovatelskaja-rabota-na-temu.html
http://prezentacii.com/literatura/670-pushkin-zhizn-i-tvorchestvo.html
http://ria.ru/spravka/20120606/664908480.html

Иллюстрации к стихотворению “Няне” 1

Иллюстрации к стихотворению “Няне” 1

Иллюстрации к стихотворению “Няне”

1. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d50fd04ca52d32bd2ab76b55800603a4a44520ea-10715561-images-thumbs&n=13
2. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d8205da513e7a1b12eeab6d1ef6066f82429d971-5331459-images-thumbs&n=13
3. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dd05131ad45a0f0a723bcf50c3ab3a3262f2a855-10806524-images-thumbs&n=13
4. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=7baea09607860e6b454b9c0f7830c57a320f677f-5232021-images-thumbs&n=13
https://avatars.mds.yandex.net/i?id=bbfd8f011d807a8b1c5fdde6b1900ad07dacb377-9705905-images-thumbs&n=13
памятник - http://img.29palms.ru/photo/hotels/russia/pskov/2/resized/213_Rossiya_Parki_Pskova_The_monument_to_russian_poet_Alexander_Pushkin_and_his_nanny_Arina_Rodionovna_in_the_park_of_Pskov_Russia_Foto_elesi_-_Depositphotos.jpg

Иллюстративный материал

1. svetofor_kartinki_4.jpg
2. думающий мальчик- 92746940.jpg
3. фигурка с восклиц. знаком - news_53563_image_900x_.jpg
4. звёзды - depositphotos_7143152-stock-illustration-shiny-stars.jpg
5. небесное тело - Subbota-1024x1024.jpg
6.

Шаблон выполнен Морозовой Натальей

Шаблон выполнен Морозовой Натальей

Шаблон выполнен Морозовой Натальей Терентьевной, учителем русского языка и литературы МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края
В изготовлении шаблона использованы иллюстрации к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Художник Дмитрий Белюкин.

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.06.2024