СТАНИСЛА́ВСКИЙ Константин Сергеевич (наст. фам. Алексеев) (1863-1938)
-российский режиссер, актер, педагог, теоретик театра, почетный академик АН СССР, народный артист СССР
в 1898 году вместе с
В. И. Немировичем-Данченко основал Московский Художественный театр.
Впервые утвердил на русской сцене принципы режиссерского театра:
единство художественного замысла;
целостность актерского ансамбля;
добивался создания поэтической атмосферы спектакля, передачи «настроения» каждого эпизода, жизненной достоверности образов, подлинности актерского переживания.
Разработал методологию актерского творчества, технику органичного перевоплощения в образ
(«система Станиславского»).
С 1918 возглавлял Оперную студию Большого театра (впоследствии Оперный театр имени Станиславского).
Система Станиславского
— научно обоснованная теория сценического искусства, целью которой является достижение полной психологической достоверности актёрских работ.
технологии
Вахтангов стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ.
Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных Вахтанговым ролях.
Основополагающими для режиссёрского творчества Вахтангова были:
идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра,
единство художника и народа,
острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму.
Был сторонником лицедейской природы театрального искусства (маски, марионетки и др.),
развивал символическую концепцию «условного театра»,
утверждал принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность,
разработал особую методологию актерского тренажа — биомеханику, позволявшую идти от внешнего к внутреннему, от точно найденного движения к эмоциональной правде.
отвергал натуралистический театр и его противоположность, условный театр,
называл свой театр искусством эмоционально насыщенных форм
исповедовал принципы «синтетического театра» как самодостаточного искусства, такой театр должен был объединить в себе разъединенные элементы театра: слово, песню, пантомиму, танец, цирк и пр.
стремился к воспитанию актера, равно владеющего приемами музыкального и пантомимического искусства,
организатор (1914) и руководитель Камерного театра
Эфрос на всю жизнь остался последователем искусства «переживания», творчески перерабатывая и развивая систему Станиславского и его методы работы с актером.
в искусстве его интересовала личность, психология человека — не сильного героя, а порой подавленная обстоятельствами, окружением, в каждом персонаже он стремился дать увидеть что-то свое, особенное, духовно тонкое, скрываемое от посторонних глаз.
Домашнее задание
Расскажите об одном из театров 60-90-х годов:
Большой драматический театр
(Г.А. Товсоногов)
Московский Художественный Академический Театр (О.Н.Ефремов)
Театр на Таганке (Ю.П.Любимов)
Театры-студии и др.
См. учебник Г.И.Даниловой.МХК.11 класс.
Глава 30.3(стр.375-377)+другие источники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.