Технология развития критического мышления-
Цель технологии КМ
- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни.
Этапы развития КМ
1. Вызов –побуждение к активной работе.
2. Осмысление – получение новой информации и соотнесение её с уже имеющими знаниями.
3. Рефлексия – формирование личностного отношения к информации, её осмысление.
Методические приёмы, формирующие критическое мышление
-кластер
-мозговой штурм
-синквейн
-«знаем /хотим узнать / узнали»
-учимся вместе
-ажурная пила
-зигзаг
-инсерт
- «толстые» и «тонкие» вопросы
-бриллиант
Метод “Mind-Map”(Карта памяти)
является простой технологией записи мыслей, идей, разговоров. Запись происходит быстро, ассоциативно. Тема - в центре. Сначала возникает слово, идея, мысль. Идёт поток идей, их количество неограниченно, они все фиксируются, начинаем их записывать сверху слева и заканчиваем справа внизу.
Метод является индивидуальным продуктом одного человека или одной группы. Выражает индивидуальные возможности, создаёт пространство для проявления креативных способностей.
Cluster-Method (гроздь)
служит для стимулирования мыслительной деятельности. Спонтанность, освобождённая от какой - либо цензуры. Графический приём систематизации материала. Мысли не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определённом порядке.
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Возможности использования
Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова (evocation)
Систематизация информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков;
Синквейн
это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Название (обычно существительное) ———————
Описание (обычно прилагательное) ————————
Действия ————————————————————
Чувство (фраза) ————————————————
Повторение сути ————————————————
Earth
Beautiful, blue
Live, produce, pollute
Can be kind, can hurt
Planet
Синквейны - быстрый, но мощный инструмент для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Как это делать
Example: Text “Ecological problems”
Disasters.
Terrible, violent.
Destroy, kill, disturb, frighten.
Terrible disasters destroy cities and towns, kill people and animals.
Horror.
Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»
Этот приём применим для чтения или прослушивания лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске.
В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
We know |
The symbols of Easter are |
spring cakes |
paskha |
We want to know |
How |
to bake springs cakes |
to make paskha |
Now I know how to |
Paint and decorate eggs |
bake springs cakes |
make paskha |
Example:
We know |
Factories, cars cause air pollution |
We want to know |
What else |
Now I know |
We cause air |
Example: Text “Clean Air at home”
«Учимся вместе» (Learning Together)
Как это делать при работе с грамматическим материалом
Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:
« Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
Вторая — находит указатели, слова-помощники;
Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Инсерт (INSERT)
Этот приём работает на стадии осмысления содержания
I —interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
« V» — уже знал
«+» — новое
«-» — думал иначе
«?» — не понял, есть вопросы
Во время чтения учащиеся делают на полях пометки;
Заполняют таблицу, в которой значки являются заголовками граф.
В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.
«Толстые» и «тонкие» вопросы
«Тонкие» вопросы
Кто... ?
Что... ?
Когда... ?
Может... ?
Будет... ?
Мог ли...?
Как звали... ?
Было ли...?
«Толстые» вопросы
Почему... ? Почему вы думаете... ?
Почему вы считаете... ?
В чем разница... ?
Что, если…?
(Следует ли разрешить учащимся пользоваться сотовыми телефонами в школе)? | Проблема | Причины |
|
FISHBONE
При проведении таких форм работы обязательными условиями являются:
Быть доброжелательным.
Не критиковать.
Соблюдать регламент высказывания идей.
Принять и записать все идеи.
Высказать свое мнение должен каждый.
Условие работы
Технология критического мышления
сложный процесс творческого интегрирования идей и ресурсов, переосмысления и переформулирования понятий, информации
активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях
сложный мыслительный процесс, начинающийся и заканчивающийся принятием решений
«Золотое правило» использования приемов технологий
Подарите ребенку радость творчества, осознание авторского голоса.
Ведите ученика от собственного опыта к общественному.
Будьте не «НАД» , а «РЯДОМ».
Радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите.
Учите анализировать каждый этап работы.
Критикуя, стимулируйте ученика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.