Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 194 г. Челябинска»454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 77, тел. 8(351) 265-51-78454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 50, тел. 8(351) 265-46-54454080,г. Челябинск, ул. Энгельса,61Б, тел. 8(351) 225-39-12 e-mail:dschel194@gmail.com
Материал к семинару: «Методика создания проблемных ситуаций»
Тема: «Технология создания проблемных ситуаций»
Подготовил: воспитатель
первой квалификационной категории
Дорожкина Ирина Николаевна
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.Проблемная ситуация возникает, сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) снаучными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний,жизненного опыта.
За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н.Н.Хоменко и Т.А.Сидорчук.
Шаг № 1. Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.
Шаг № 2. Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме), вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3. Формулировка противоречия.
Шаг № 4. ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.
Шаг № 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7. Рефлексия: «Что делали?», «Как?», «Зачем?»
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов и приемов:
− подведение детей к противоречию и побуждение их самим найти способ его разрешения;
− изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
− побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
− постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
− постановка проблемных задач.
приемы создания проблемной ситуации.
1. Проблемная ситуация создается путем предъявления детям противоречивых положений, невозможных в жизни сочетаний. Тип проблемной ситуации связан с удивлением детей. Вопросы к детям: Что вас удивило? Что интересного заметили? Так бывает?
2. Проблемная ситуация создается с помощью вопросов или практических заданий, сталкивающих мнения детей. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: Вопрос был один, а сколько мнений? Задание было одно, а какие результаты?
3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первый – это вопрос или практическое задание с опорой на жизненный опыт детей. Второй – предъявление научного факта. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к умозаключениям. Вопросы к детям: Что вы предполагали сначала? Что получилось? А как, оказывается, бывает на самом деле?
4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, которое невозможно выполнить. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: В чем затруднение? Почему не получается? Можем ли мы выполнить задание? Чему еще нам нужно научиться?
5. Проблемная ситуация создается с помощью практического задания, не сходного с предыдущим. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к проявлению творчества. Предложение к детям: В чем затруднение? Как это сделать по другому?
Приемы создания | Побуждение | Побуждение к |
1. Одновременно предъявить: | - Что вас удивило? Что интересного заметили? - Что вас удивило? Так бывает? | Выбрать подходящее: |
2. Столкнуть мнения детей | Вопрос был один, а мнений сколько? - Задание было одно, а результаты какие? | |
3. Шаг 1. Обнажить житейское | Вы как думали сначала? А как | |
4. Дать практическое задание, не | Вы смогли выполнить задание? | |
5. Дать практическое задание, не | Вы смогли выполнить задание? |
Проблемные ситуации и побуждающий диалог
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.