презентация «Технология создания проблемных ситуаций»

  • pptx
  • 25.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПС11-23.pptx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 194 г. Челябинска» 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 77, тел. 8(351) 265-51-78 454080, г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 50, тел. 8(351) 265-46-54 454080,г. Челябинск, ул. Энгельса,61Б, тел. 8(351) 225-39-12 e-mail:dschel194@gmail.com


Материал к семинару: «Методика создания проблемных ситуаций»
Тема: «Технология создания проблемных ситуаций»

Подготовил: воспитатель
первой квалификационной категории
Дорожкина Ирина Николаевна

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанный Н.Н.Хоменко и Т.А.Сидорчук.

Шаг № 1. Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.
Шаг № 2. Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме), вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3. Формулировка противоречия.
Шаг № 4. ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.
Шаг № 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7. Рефлексия: «Что делали?», «Как?», «Зачем?»

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов и приемов:

− подведение детей к противоречию и побуждение их самим найти способ его разрешения;
− изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
− побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
− постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
− постановка проблемных задач.

приемы создания проблемной ситуации.

1. Проблемная ситуация создается путем предъявления детям противоречивых положений, невозможных в жизни сочетаний. Тип проблемной ситуации связан с удивлением детейВопросы к детям: Что вас удивило? Что интересного заметили? Так бывает?

2. Проблемная ситуация создается с помощью вопросов или практических заданий, сталкивающих мнения детей. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: Вопрос был один, а сколько мнений? Задание было одно, а какие результаты?

3. Проблемная ситуация создается в два шага. Первый – это вопрос или практическое задание с опорой на жизненный опыт детей. Второй – предъявление научного факта. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к умозаключениям. Вопросы к детям: Что вы предполагали сначала? Что получилось? А как, оказывается, бывает на самом деле?

4. Проблемная ситуация создается практическим заданием, которое невозможно выполнить. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к осознанию. Обращения к детям: В чем затруднение? Почему не получается? Можем ли мы выполнить задание? Чему еще нам нужно научиться?

5. Проблемная ситуация создается с помощью практического задания, не сходного с предыдущим. Тип проблемной ситуации побуждает ребенка к проявлению творчества. Предложение к детям: В чем затруднение? Как это сделать по другому?

Приемы создания
проблемной ситуации

Побуждение
к осознанию противоречия

Побуждение к
формулированию
проблемы

1. Одновременно предъявить:
- противоречивые факты / мнения
 
- невозможное сочетание

- Что вас удивило? Что интересного заметили? - Что вас удивило? Так бывает?

Выбрать подходящее:
Какая будет тема?
Какой возникает вопрос?

2. Столкнуть мнения детей
вопросом или практическим
заданием на новый материал

Вопрос был один, а мнений сколько? - Задание было одно, а результаты какие?

3. Шаг 1. Обнажить житейское
представление детей вопросом или
практическим заданием
Шаг 2. Предъявить научный факт
сообщением, экспериментом,
наглядностью

Вы как думали сначала? А как
оказывается на самом деле?

4. Дать практическое задание, не
выполнимое вообще

Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение?

5. Дать практическое задание, не
сходное с предыдущими

Вы смогли выполнить задание?
В чем затруднение? Мы умеем
это делать?

Проблемные ситуации и побуждающий диалог