Исследование.
Формирование исследовательских умений младшего школьника направлено на самостоятельную деятельность.
Эти умения широко применяются во внеурочной деятельности. Необходимо развитие познавательных интересов учащихся, умение конструировать свои знания и ориентироваться в пространстве, что развивает критическое мышление.
Исследовательская работа.
Исследовательская работа в начальной школе ведётся в двух направлениях.
Первое- это групповая исследовательская работа, которая связана с программным материалом. К таким урокам приходится просматривать большой объём материала, продумывать активные формы работы, так как это урок-исследование. Исследование может занять весь урок или только пять минут, но дети должны видеть его результат. На этих уроках уделяется большое внимание активным и групповым формам работы. На таких уроках дети учатся представлять информацию разными способами, так как это необходимо для работы над личным исследовательским проектом. Формы представления информации могут быть разными: плакаты, рисунки, задачники, книжки - малышки, рассказы, фотографии.
Другое направление.
Другое направление в исследовательской работе – это личный исследовательский проект.
Общая тенденция личного исследовательского проекта – поисковый проект, который акцентирует внимание именно на поиске, исследовании, ученик выбирает и внимательно изучает ту тему, которая ему интересна.
Групповая работа.
В большей степени увлекает ребят групповая работа, где они учатся работать сообща. Они учатся систематизировать и анализировать информацию, которую они собирают из разных источников, учатся обобщать и делать выводы.
Примером такого вида деятельности может служить проект, который направлен на исследование взаимозависимости компонентов эко системы. Вся работа проходит в четыре этапа.
Первый этап исследования.
Первый этап (1 час) – связан с актуализацией проблемы сохранения окружающей среды. Ученики делятся на три группы, у каждой своё задание.
1-я группа занимается проведением социальных опросов с целью – выявить, как разные слои населения понимают экологические проблемы, какие видят пути для их решения.
2-я группа – готовит материал о загрязнении окружающей среды в виде фотографий, иллюстраций журналов, детских рисунков.
3-я группа работает со справочной литературой. У неё задание: дать определение понятиям «экосистема» и «экология», найти примеры экологических бедствий.
Второй этап исследования.
Второй этап проходит в течение недели, где дети обмениваются собранной информацией, решают экологические задачи, заполняют схемы взаимозависимости компонентов экосистемы, вырабатывают единые правила поведения в окружающем мире, создают запрещающие знаки.
Третий этап исследования.
Третий этап по продолжительности занимает 2 часа и включает в себя:
создание группы экспертов для отбора лучших работ;
защита работ учащихся каждой группы;
объединение ключевых моментов в стендовую презентацию;
создание стенгазеты на тему:
«Человек, помни, ты часть природы!»
Заключение. Четвертый этап.
На заключительном четвёртом этапе ребята представляют своё исследование учащимся других классов начальной школы. Успех вдохновляет детей, рост их самооценки. У них появляется желание пробовать себя в других исследованиях.
Проблемная ситуация.
Познавательная активность школьников приближается к исследовательской деятельности учёного. Получится ли поставить ребёнка в позицию исследователя, учёного? Такой шанс представляет урок изучения нового материала. Всё начинается с возникновения проблемной ситуации, т.е. со столкновения с противоречием. Дальше разворачивается поиск решения. Выдвигаются разные гипотезы, но только одна проходит строгую проверку и превращается в решение.
Приемы создания проблемных ситуаций.
Существуют следующие методические приёмы создания проблемных ситуаций:
постановка проблемной задачи (с ошибкой, с избыточными или недостающими данными, с противоречивыми данными);
подведение учащихся к противоречию и самостоятельный поиск ими его решения;
столкновение с противоречием в практической деятельности;
побуждение учащихся делать сравнения, выводы, обобщение из ситуаций;
рассмотрение явлений с разных сторон, позиций.
Творчество.
Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. «Навязанная» тема, какой бы важной она ни казалась, должного эффекта не даст.
Познание мира.
Любой ребёнок рождается исследователем. Он постоянно жаждет новых впечатлений, стремится познать мир через наблюдения, эксперимент, самостоятельный поиск новых сведений о мире. И это нормальное, естественное состояние ребёнка. Опираясь на собственный опыт, можно сказать, что исследовательский метод обучения может и должен применяться в начальной школе, так как он активизирует познавательную деятельность учащихся и повышает качество обучения.
Умение видеть проблемы.
Посмотрите на мир чужими глазами.
Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги …
Сколько значений может быть у предмета?
Назовите как можно больше признаков предмета.
Умение выдвигать гипотезы.
Давайте вместе подумаем:
Как птицы узнают дорогу?
Найдите возможную причину события:
Звонят колокола.
Трава во дворе пожелтела.
Друзья поссорились.
Что произошло бы, если бы волшебник исполнил три самых заветных желания каждого человека на Земле?
Умение экспериментировать.
Определяем плавучесть предметов.
Эксперимент с магнитом и металлами.
Парные картинки, содержащие различия:
(для развития внимания и наблюдательности).
Найдите ошибки художника:
(для развития способности к наблюдению и умению анализировать).
Умения задавать вопросы.
Исправь ошибки:
копатка, колоток, лизык, мазелин
Задайте как можно больше вопросов :
вороне,
медведю,
филину,
дельфину.
Вопросы домашних животных.
Как ты думаешь, какие вопросы тебе хотели бы задать, если бы могли говорить, домашние животные?
Умения давать определения понятиям.
Выявление причин и следствий:
Найдите, что является причиной, а что следствием:
Смех, шутка.
Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.
Желтые листья, осень, серое небо, холодные дожди.
Боль, падение, перелом ноги.
Пятерка, отличный ответ, хорошее настроение.
Темы детских исследований.
Фантастические – темы, ориентированные на разработку фантастических объектов и явлений.
Эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и проведением собственных наблюдений, экспериментов.
Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, содержащихся в разных теоретических справочниках.
Литература.
Дмитриева Н.Я., Казакова А.Н.. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир».- Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 2003.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками. М., 2002.
Савенков А.И., «Методика исследовательского обучения младших школьников», издательский дом «Фёдоров», Издательство «Учебная литература» 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.