Гоголя нельзя представить без Петербурга, где он стал писателем. Уже три месяца он жил в столице, но места не приглядывалось.
Пришлось «приняться за ум, за вымысел»-садится за стол и берет в руки перо…
В 1829 году под псевдонимом В.Алов опубликовано его первое произведение.
Центральный образ повести – Тарас Бульба.
Он верно стоит за независимость Родины,
выше всего ценя воинское братство, честь и доблесть.
Гоголь прославляет героические подвиги запорожских казаков, их мужество, самоотверженность, преданность Родине и чувство товарищества.
Основные темы Петербургских повестей
Тема Петербурга.
Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям.
Тема «маленького человека».
Эта тема развивает пушкинскую традицию незначительных героев. Гоголь показывает не только внутренний мир героев, но и его отсутствие. Он уделяет внимание любому человеку, самому «маленькому» и в духовном смысле («Шинель», «Невский проспект»)
Основные темы Петербургских повестей
Тема искусства.
Вопрос о месте и роли искусства в продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими
(«Невский проспект», «Портрет»).
Тема соотношения идеала
и действительности и разлада между ними.
Человек с высокими идеалами гибнет в Петербурге, выживают люди без души, без чести, без идеалов. Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Мечта достигается во сне или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти
(«Записки сумасшедшего»)
. Однажды ночью среди религиозных размышлений им овладел религиозный страх и сомнение, что он не так исполнил долг, наложенный на него Богом; он разбудил слугу, велел открыть трубу камина и, отобрав из портфеля бумаги, сжёг их.
Наутро, когда его сознание прояснилось, он с раскаянием рассказал об этом графу Толстому и считал, что это сделано было под влиянием злого духа; с тех пор он впал в мрачное уныние, перестал принимать пищу и умер через несколько дней, 21 февраля 1852 г.
По одной из версий Гоголь заснул летаргическим сном, так как после исследований останков его тела, было видно, что его тело передвинулось с места.
Версию о летаргическом сне опровергают воспоминания скульптора Николая Рамазанова, делавшего посмертную маску Гоголя.
По другой версии смерть Гоголя была ни чем иным, как завуалированным самоубийством, интерпретируемым церковью как подвиг спиритуализма — торжество духа над плотью
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.