Задачи урока
Образовательные:
познакомить учащихся с влиянием, которое оказыва-ют растения на почву, на процессы ее формирования;
сформировать понятие взаимосвязи процессов образования почвы и развития растений;
дать первоначальное представление о биологической сукцессии.
Развивающие:
продолжить формирование знаний о почве, ее стро-ении и свойствах;
начать формирование умений по составлению схем.
Воспитательные:
воспитание бережного отношения к природе в целом, почве и ее плодородию в частности.
Еловый лес
На поверхности почвы поч-ти не видно травы: ей здесь не выжить без света и тепла. Зато очень много опавшей хвои, в которой содержатся различные вещества, вред-ные для жизнедеятельности бактерий. Поэтому хвоя не гниет.
Затемнение столь сильно, что даже всходы самой ели развиваются лишь на самых светлых участках.
Вымывание минеральных солей
При выпадении осадков минеральные соли вымываются из верхних горизонтов почвы вниз. Исчезают многие органические вещества, разру-шается структура почвы, и она становится подзо-листой, малоплодородной.
Прореживание леса
Когда почва иссушается или избыточно увлажня-ется, это отражается на деревьях. Они плохо рас-тут, некоторые погибают, поэтому лес редеет, ста-новится светлым, в нем начинают обильнее расти травы.
Образование структурной почвы
Травы, отмирая, обогащают почву перегноем, почва склеивается в комочки, становится структур-ной. Возникает новая плодородная почва с боль-шим запасом необходимых веществ для растений.
Обмен веществами между почвой и растениями
Растения из почвы по-глощают вещества, ис-пользуют их и образуют новые вещества в своем организме. После отми-рания растений в почву в виде перегноя частич-но возвращаются ранее усвоенные из нее ве-щества и поступают но-вые, образованные в растениях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.