Вывод
В наших руках наше здоровье, наше настроение, наше счастье, да и вся наша жизнь, в какой-то степени в наших руках. Ведь от того, какой образ жизни мы с вами ведём, какие ценностные приоритеты имеем в жизни, зависит наше будущее. Кроме этого в настоящий момент большую роль играет ваше отношение к учёбе, ведь если вы с желанием и интересом приходите в гимназию, ответственно выполняете все задания, то в итоге получаете знания, которые понадобятся в дальнейшей жизни .
Именно этой теме – теме учебы и учебной мотивации будет посвящен наш классный час.
Как вы думаете, почему я выбрала эту тему в нашем классе?
Наша успеваемость
Вспомните свой личный рейтинг по окончанию седьмого класса, кто может назвать?
Вспомните свой личный рейтинг за первую четверть восьмого класса, кто может назвать?
А теперь у кого рейтинг не изменился?
А у кого стал меньше?
А у кого повысился?
А кто не вспомнил?
Итак, как мы видим, несмотря на то, что не за горами 9-й класс и государственная итоговая аттестация, ваши средние оценки снизились. Постараемся выяснить, с чем же это связано.
Причины на самом деле могут быть разные, но мы сегодня с вами остановимся на следующей: снижение вашей успеваемости может быть связано со снижением уровня вашей школьной мотивации.
Вы обратили внимание на то, что я уже несколько раз употребила слово «мотивация». Давайте с вами разберёмся, а что это такое. Что вы думаете по этому поводу?
«Мотив» в переводе с французского – побуждение. Вы пришли сегодня в гимназию, вас к этому что-то побудило. Это и есть мотив.
Мотивация – это внутреннее состояние организма, побуждающее его вести себя определённым образом. То есть, мотивация – это система мотивов.
Соответственно, учебная мотивация, это система ваших мотивов, которые побуждают вас учиться.
Какие же мотивы учения существуют?
Мотивы учения
Внешние мотивы – это мотивы, которые не связаны с содержанием и процессом учебной деятельности, а связаны с конечным результатом. Внешние мотивы – это страх перед наказаниями, материальные поощрения, признания со стороны взрослых, социально желательное поведение (этого от тебя ждут, например родители), желание избежать критики и т.д.
Давайте научимся разграничивать внешние и внутренние мотивы и подумаем, какие из них наиболее важны. Мне понадобятся два помощника – первый будет записывать внешние мотивы учения на доске, а второй будет записывать внутренние мотивы на доске.
Обратите внимание, что есть мотивы с двояким смыслом, на них мы остановимся поподробнее. Работаем по цепочке.
Список мотивов
Хочу новый телефон
Хочу быть лучшим в классе
Мне бы хотелось общаться с учителем на равных. Знать также хорошо как он
Мне интересен этот предмет и я с удовольствием нахожу новую информацию по предмету
Боюсь учителя, вот и стараюсь
Не хочу быть самым слабым в классе
Самоподготовка обязательна, вот и делаю уроки
Все ходят в школу и я хожу, вот и учусь
Список мотивов
Мне пообещали путешествие за границу, если хорошо закончу четверть
Я люблю узнавать что-то новое
Интересно все знать
Хочу все знать по своему любимому предмету
Чтобы быть востребованным в будущем, я должен много знать, быть компетентным
Радуюсь, решив интересную задачу или написав хорошее сочинение
Люблю, когда меня хвалят
От меня все ждут хорошей учёбы, не могу расстроить
А теперь такой вам вопрос:
«Посмотрите на список внешних мотивов учения, скажите, пожалуйста, они являются активаторами учения, активируют ли они вас на учёбу?».
Ребята, деньги и другие поощрения, угрозы со стороны родителей и наказания не являются активаторами или усилителями мотивации
это – контролёры.
Когда вас пытаются сподвигнуть на учёбу таким образом, вы заставляете себя делать то, что считаете обязанными делать. У вас создаётся впечатление, что вы действуете не в соответствии со своими собственными желаниями, «по указке взрослых». В итоге вы учитесь без желания, и ваши способности не развиваются в полной степени, ваш потенциал не реализуется.
Эксперименты показали, что когда испытуемым начинали платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес к ним. Вероятно, существует внутренняя, изнутри идущая потребность испытывать чувство личной независимости и автономности. А уж в вашем возрасте это особенно остро проявляется.
Таким образом, если внешние мотивы это больше контролеры, то можем ли мы назвать внутренние мотивы движущей силой?
Теперь давайте попробуем разобраться всё-таки с вашими мотивами. Ради чего вы учитесь, что побуждает вас учиться? Заполняем первую строчку карточки. Можете выбрать мотив с доски, если он вам созвучен. Можете написать свой.
1й вопрос карточки: Мне надо хорошо учиться, чтобы….
Для того, чтобы активизировать, усилить вашу учебную мотивацию, выведена специальная формула, которая так и называется формула силы учебной мотивации. Выглядит она так:
Формула мотивации
М = (ЗР + РР + ОР) / 3 * АР * ОС
Значимость работы (ЗР). На сколько ваша работа важна, что произойдет, если ее сделать или не делать.
Разнообразие работы (РР). Сколько разных операций деятельности в вашей работе.
Отождествляемость работы с конкретным результатом (ОР). Виден ли конкретный результат в вашей работе.
Автономность работы (АР). Насколько вы предоставлены сами себе в своей работе, если над вами контроль.
Обратная связь (ОС). Насколько другим нравится ваша работа, это может быть не обязательно похвала, но и критика.
Каждый показатель оценивается от 1 до 10. Максимальный размер мотивации – 1000, т.е., когда все показатели десятки (10 + 10 + 10)/3 * 10 * 10.
Значимость работы – 8. Я учусь для себя в первую очередь, хочу поступить и иметь хорошую профессию
Разнообразие работы – 5. В принципе учебная работа не такая разнообразная - читать, писать, учить, какой-то материал, пересказать его своими словами.
Отождествляемость работы с конкретным результатом, виден ли конкретный результат в работе. Нет, не виден, стал скатываться и учиться хуже – 3
Автономность работы – 10. Учитель проверяет мои работы, родители каждый день смотрят выполнение д/з.
Обратная связь – 2. Пока родители и учителя, да и я сам не довольны моей работой.
И так получилось: (8 + 5 + 3)/3 * 10 * 2 = 106,6
Учитывая, что максимальный бал 1000, чтобы улучить результат, мне надо повышать такие показатели как отождествляемость работы с конкретным результатом, т.е., понять к чему я иду, а также повысить обратную связь
Упражнение «Калькулятор»
Вычислить свою силу мотивации на специальных листках. Для этого необходимо оценить каждый показатель формулы по 10-балльной шкале.
М = (ЗР + РР + ОР) / 3 * АР * ОС
Вывод: чем выше составляющие данной формулы, тем выше сила мотивации.
Заполняем вторую строчку нашей карточки
Я смогу достичь успехов в учебе, если… (здесь нужно опереться на те цифры, которые занижены по формуле мотивации)
А мне хочется еще раз показать вам наглядно необходимость получения знаний на всех этапах обучения. Сделаем это на примере строительства дома
С чего начинается постройка дома?
Фундамент – знания получаемые в начальной школе
Стены – укрепление и получение новых знаний в среднем звене
Крыша – знания получаемые в высшем учебном заведении.Можно ли сразу установить крышу или стены?
Прочно будет держаться крыша, если в стенах или фундаменте будут дыры?
Так же и с нашими знаниями, пробелы в знаниях не дадут прочную основу для дальнейшего обучения.
Также как и при строительстве дома могут возникнуть мешающие моменты, так и в учебе – что-то нас постоянно отвлекает, мешает.
Что вас может отвлекать? (ответы)
Давайте заполним третью строчку на вашей карточке. 3-й вопрос на карточке -
Мне может помешать учиться хорошо…
Таким образом каждый раз открывая страницы социальных сетей вместо уроков – вспомните, что у вас это записано как отвлекающий момент и сначала сделайте уроки.
Итак, ваши карточки заполнены. Надеюсь, вы увидели, в чем состоят Ваши трудности.
Советы для учебы.Секреты хорошей учебы.
Учеба - это труд. Для кого-то он легче, для кого-то сложнее. Но у каждого есть свои секреты хорошей учебы.
Подведём итог.Памятка успешного ученика.
Прислушайтесь к словам выдающегося человека современности академика Дмитрия Лихачёва, который предлагает своеобразную программу для успешной учёбы.
Подведём итог.Памятка успешного ученика.
“Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить…”.
“Попробуйте любить все предметы…» Если вам что-то не нравится в каком–либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти в нём источник радости – радости приобретения нового”.
“Читайте стоящие книги, а не просто чтиво”.
Подведём итог.Памятка успешного ученика.
“Изучайте историю и литературу... Именно они дают человеку нравственный и эстетический кругозор, делают окружающий мир большим, интересным, излучающим опыт и радость”.
Заключительный стих
Кто воздвигнет тебя к небесам?
Только сам!
Кто низвергнет тебя с высоты?
Только ты!
Где куются ключи в твоей горькой судьбе?
Лишь в тебе!
Чем расплатишься ты за проигранный бой?
Лишь собой!
Упражнение – рефлексия
На столах у каждого три картинки: мясорубка, раскрытый чемодан и мусорная корзина. Классный руководитель предлагает оценить по следующим критериям
- если информация никак не пригодится и не стоила, чтобы ей уделяли время, то учащиеся выбирают картинку с мусорной корзиной
- Если, информация не до конца осознана и требует переработки, то выбирается картинка с мясорубкой.
- если информация ценная и обязательно пригодится для саморазвития и самосовершенствования, то выбирается картинка с чемоданом.
Заключительное слово
Ребята, я думаю, что каждый из нас уяснил для себя, что такое мотивация, какие учебные мотивы характерны именно для меня самого, а самое главное – чего не хватает в моей формуле силы мотивации для того, чтобы она была выше. А может быть, кто-то убедился в том, что с его учебной мотивацией всё в порядке. Но я хочу напомнить: совершенству нет предела, всегда есть к чему стремиться, тем более что скоро нас ожидает государственная итоговая аттестация.
Всем спасибо за активную работу на классном часе!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.