Презентация "Звукопись"

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация "Звукопись" знакомит с основными приемами звукописи в художественном тексте (аллитерация, ассонанс)
Иконка файла материала Звукопись.pptx

Двадцать третье ноября Классная работа

Фонетика. Звуки речи

Звукопись

Применение в тексте определенных звуков, помогающих образно представить картину.
Аллитерация(повтор согласных звуков)
Ассонанс (повтор гласных звуков)
Анафора (единоначатие)
Эпифора (одинаковая концовка)

Аллитерация

Люблю грозу в начале мая,  Когда весенний первый гром,  Как бы резвяся и играя,  Грохочет в небе голубом.  Гремят раскаты молодые. 

Ассонанс

У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.

Анафора

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.

Эпифора

Силы даны мне судьбой,
Удача дана мне судьбой,
И неудача — судьбой;
Всё в мире вершится судьбою.

С помощью фонетических повторов сочетаний согласных поэт имитирует звуки поджаривающегося картофеля, кипящего масла и прочие кухонные звуки.

Когда жарится с мясом картошка, И окрошка о квасе поёт. Я люблю тебя, милая крошка, Ну свари поскорее компот!
«Милая крошка», А. А. Мельник.

Здесь сочетания свистящих и шипящих («с», «ш», «ч»), глухих («п», «т», «х»), гулких («б», «д», «в») звуков призваны передать атмосферу зловещего кладбища и изобразить появление привидений.

Слышат шорох ночных теней: В час полуночных видений, В дыме облака, толпой, Прах оставя гробовой С поздним месяца восходом, Лёгким, светлым хороводом В цепь послушную свились…
«Людмила», В. А. Жуковский.

В этом отрывке заметно, как с помощью сочетания звонкого «з» и глухого «с» противопоставляются разные образы настоящего и будущего.

Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звёзд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придёт поэт, В новом лес огласится свисте. По-осеннему сыплет ветр, По-осеннему шепчут листья.
«По-осеннему кычет сова…», С. А. Есенин.