Ассонанс
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
С помощью фонетических повторов сочетаний согласных поэт имитирует звуки поджаривающегося картофеля, кипящего масла и прочие кухонные звуки.
Когда жарится с мясом картошка,И окрошка о квасе поёт.Я люблю тебя, милая крошка,Ну свари поскорее компот!
«Милая крошка», А. А. Мельник.
Здесь сочетания свистящих и шипящих («с», «ш», «ч»), глухих («п», «т», «х»), гулких («б», «д», «в») звуков призваны передать атмосферу зловещего кладбища и изобразить появление привидений.
Слышат шорох ночных теней:В час полуночных видений,В дыме облака, толпой,Прах оставя гробовойС поздним месяца восходом,Лёгким, светлым хороводомВ цепь послушную свились…
«Людмила», В. А. Жуковский.
В этом отрывке заметно, как с помощью сочетания звонкого «з» и глухого «с» противопоставляются разные образы настоящего и будущего.
Скоро мне без листвы холодеть,Звоном звёзд насыпая уши.Без меня будут юноши петь,Не меня будут старцы слушать.
Новый с поля придёт поэт,В новом лес огласится свисте.По-осеннему сыплет ветр,По-осеннему шепчут листья.
«По-осеннему кычет сова…», С. А. Есенин.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.