Александр Сергеевич Даргомы́жский 14 февраля 1813, село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 17 января 1869, Санкт-Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником реалистического направления в русской музыке, последователями которого явились многие композиторы последующих поколений.
Один из них - М.П. Мусоргский назвал Даргомыжского “великим учителем музыкальной правды”.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»
Специальность: 43.02.06 Сервис на транспорте (по видам транспорта)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Дисциплина: ИСТОРИЯ
«Русский композитор XIX века А.С Даргомыжский»
Выполнил студент группы 2СТв-17 Панов Егор
Содержание
• А.С Даргомыжский…………………………………………3
• История семьи……………………………………………….5
• Переезд в Санкт-Петербург….…………………....8
• Занятие музыкой. Игра на инструментах…..9
• Первая опера «Эсмеральда………………………..10
• Путешествие в Европу...……...…….…...………11
• Опера «Русалка»………………………………….......12
• Опера «Каменный гость»…………………………….14
• Значение творчества Даргомыжского……...16
• Список литературы……………………………………..18
Александр Сергеевич
Даргомыжский
Александр Сергеевич Даргомыы́ жский 14 февраля 1813,
село Троицкое, Белёвский уезд, Тульская губерния — 17 января 1869, Санкт-
Петербург) — русский композитор, чьё творчество оказало существенное
влияние на развитие русского музыкального искусства XIX века. Один из
наиболее заметных композиторов периода между творчеством Михаила
Глинки и «Могучей кучки», Даргомыжский считается основоположником
реалистического направления в русской музыке, последователями которого
явились многие композиторы последующих поколений.
Один из них - М.П. Мусоргский назвал Даргомыжского “великим учителем
музыкальной правды”.
Даргомыжский
А.С (1813-1869)
Мусоргский назвал
Даргомыжского
“великим учителем
музыкальной правды”.
История семьи
Отец будущего композитора, Сергей Николаевич Даргомыжский, был внебрачным сыном
богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского и владел землями в Смоленской
губернии.
В 1797 году Анна Ладыженская и Николай Богучаров совершили поступок, который и в наше
время редкость: они усыновили несчастного Сергея.
После смерти Николая Ивановича опекуном Сережи стал его брат, Иван Иванович Богучаров.
В 1800 году, когда Сереже исполнилось 11 лет, Алексей Ладыженский, будучи
подполковником в отставке, вместе с Иваном Богучаровым поехал в Благородный пансионат
при Московском университете с целью пристроить Сережу учиться. Вместе с инспектором
пансионата они придумали мальчику отчество Николаевич (по имени первого отчима), и
фамилию Даргомыжский - по деревне Даргомыжка, в которой он родился. Так появился
Сергей Николаевич Даргомыжский. Так что фамилия Даргомыжский – придуманная.
В 1806 году Сергей Николаевич Даргомыжский закончил учебу в пансионате и устроился
работать на московский почтамт. В 1812 году он посватался к княжне Марии Борисовне
Козловской и получил от родителей невесты отказ: хоть и дворянин, но без состояния! Тогда,
Сергей Николаевич, недолго думая, выкрал свою Машеньку и увез в имение Козловских в
Смоленскую губернию. Так, мать Александра Сергеевича Даргомыжского, урождённая
княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей. Она была
хорошо образована, писала стихи и небольшие драматические сцены, публиковавшиеся в
альманахах и журналах в 1820-е — 30-е годы, живо интересовалась французской культурой.
История семьи
В семье Даргомыжских было шестеро детей:
Эраст, Александр, Софья, Виктор, Людмила
и Эрминия. Все они воспитывались дома, в
традициях дворянства, получили хорошее
образование и унаследовали от матери
любовь к искусству.
Брат Даргомыжского, Эраст, играл на
скрипке (ученик Бёма), одна из сестёр
(Эрминия) — на арфе, а сам он
интересовался музыкой с ранних лет.
Тёплые дружеские отношения между
братьями и сёстрами сохранились в течение
многих лет. Так, Александр, у которого не
было своей семьи, впоследствии несколько
лет жил вместе с семьёй Софьи, ставшей
женой известного художника-карикатуриста
Николая Степанова.
До пятилетнего возраста мальчик не
разговаривал, его поздно
сформировавшийся голос остался навсегда
высоким и чуть хрипловатым, что не мешало
ему, однако, впоследствии трогать до слёз
выразительностью и художественностью
вокального исполнения.
В 1817 году семья переселилась в
Петербург, где его отец получил место
правителя канцелярии в коммерческом
банке, а сам он начал получать музыкальное
образование. Его первой учительницей
фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем
он начал заниматься с Адрианом
Данилевским.
Эрмыния. Младшая сестра Даргомыжского
Переезд в Санкт-Петербург
В 1817 году семья переселилась в Петербург, где его отец получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он
начал получать музыкальное образование. Его первой учительницей фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал
заниматься с Адрианом Данилевским.
Мария Борисовна Даргомыжская
Сергей Николаевич
Даргомыжский
Занятие музыкой. Игра на
инструментах
Александр начал заниматься музыкой с Андрианом Данилевским.
Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного
Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие
фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем
Саши был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна
Гуммеля. Достигнув определённого мастерства, Александр начал выступать
как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это
время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига,
а с 1822 года осваивал игру на скрипке (обучал его крепостной музыкант
Воронцов). Даргомыжский в качестве скрипача играл в квартетах, однако
вскоре потерял интерес к этому инструменту. К тому времени он уже
написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений,
некоторые из которых были изданы.
Первая опера
«Эсмеральда»
Создание оперы продвигалось медленно и в 1837 году, по совету Василия
Жуковского, композитор обратился к другому сочинению того же автора,
которое в конце 1830-х было весьма популярно в России — “Собор
Парижской Богоматери”. Композитор использовал оригинальное
французское либретто, написанное самим В. Гюго для Луизы Бертен, чья
опера “Эсмеральда” была поставлена незадолго до того. К 1841 году
Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также
взял название “Эсмеральда” и передал партитуру в дирекцию
Императорских театров. Опера, написанная в духе французских
композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного
большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки.
Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение
“Эсмеральды”, эта опера через некоторое время после премьеры сошла со
сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась.
Путешествие в Европу
В 1843 году композитор уходит в отставку, а вскоре (1844) уезжает за
границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и
Вене. Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом
Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени:
Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером. Вернувшись в 1845 году в Россию,
композитор увлекся изучением русского музыкального фольклора, элементы
которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период:
“Душечка-девица”, “Лихорадушка”, “Мельник”, а также в опере “Русалка”,
которую композитор начал писать в 1848 году.
Опера «Русалка»
В 1855 году была закончена опера “Русалка”. В творчестве композитора она
занимает особое место. Написанная на сюжет одноимённой трагедии в
стихах А.С. Пушкина, она создавалась в период 1848—1855 годов.
Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил
окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера
“Русалки” состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге. Крупнейший
русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на
неё масштабной положительной рецензией в “Театральном музыкальном
вестнике” (её объём был столь велик, что она была напечатана по частям в
нескольких номерах). Эта статья помогла опере некоторое время держаться
в репертуаре ведущих театров России и добавила творческой уверенности
ему самому.
Опера «Каменный гость»
Даргомыжский задумывает написать новую оперу. Однако в поисках сюжета
отвергает сначала “Полтаву” Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане.
Выбор композитора останавливается на третьей из “Маленьких трагедий” Пушкина
— “Каменном госте”. Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно
из-за начавшегося у композитора творческого кризиса, связанного с выходом из
репертуара театров “Русалки” и пренебрежительным к себе отношением более
молодых музыкантов.
В 1864 году композитор вновь едет в Европу: посещает Варшаву, Лейпциг, Париж,
Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса “Казачок”, а
также фрагменты из “Русалки”. Одобрительно отзывается о его творчестве
Ференц Лист.
Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей,
Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение “Каменного гостя”. Язык,
который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный на
мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением —
заинтересовал композиторов “Могучей кучки”, и в особенности Цезаря Кюи,
искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства
5(17) января 1869 года он умер, оставив оперу “Каменный гость” неоконченной. По
его завещанию, она была завершена Кюи и оркестрована Римским-Корсаковым. В
1872 году композиторы “Могучей кучки” добились постановки оперы “Каменный
гость” на сцене Мариинского театра в Петербурге.
Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского
кладбища, неподалёку от могилы Глинки.
Значение творчества
Даргомыжского
В течение долгих лет имя композитора связывалось исключительно с оперой “Каменный
гость” как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы.
Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей
(не считая двух небольших вставных романсов Лауры). Она целиком построена на
“мелодических речитативах” и декламации, положенной на музыку. Как цель выбора
такого языка Даргомыжский ставил не только отражение “драматической правды”, но и
художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её
оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были
воплощены в операх М. П. Мусоргского — “Борисе Годунове” и особенно ярко в
“Хованщине”.
Другая опера Даргомыжского — “Русалка” — также стала значительным явлением в
истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической
драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой
девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.
Две оперы относительно раннего периода творчества композитора — “Эсмеральда” и
“Торжество Вакха” — ждали своей первой постановки в течение многих лет и не
пользовались у публики большой популярностью.
Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние
романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах — испытывают
влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в
романсах П. И. Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом,
страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных
работ М. П. Мусоргского. В ряде произведений этого жанра ярко проявился комический
талант композитора (“Червяк”, “Титулярный советник” и др.).
Значение творчества
Даргомыжского
В XX веке интерес к музыке возродился: оперы А.Даргомыжского ставились в
ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в “Антологию русской
симфонической музыки”, записанную Е.Ф. Светлановым, а романсы стали
неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших
наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны
А.Н. Дроздов и М.С. Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.
Список литературы:
1. Даргомыжский, Александр Сергеевич-Википедия
2. Фото, картинки
3. Шорникова М. Музыкальная литература. Русская
музыкальная классика. Третий год обучения. – Ростов-на-Дону:
“Феникс”, 2008. – с.97-127.
4. Канн-Новикова Е. Хочу правды. Повесть об Александре
Даргомыжском