Презентация "Алгоритм написания сочинения-рассуждения" (11 класс)

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 22.04.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок русского языка в 11 кл Алгоритм написания сочинения_рассуждения.pptx
Сочинение – рассуждение. (готовимся к части 2 ЕГЭ ) Урок русского языка в 11 классе учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Балабанюк Марина Александровна
Дьёрдь Пойа «…если хотите научиться плавать, то смело входите в воду, если хотите научиться решать задачи, то решайте их…»
«… если хотите научиться писать сочинения, то… … пишите их».
Вступление-проблема- комментарий проблемы- позиция автора – согласен/ не согласен с автором- литературный аргумент – жизненный опыт- заключение
Алгоритм написания творческой работы части 2 ЕГЭ по русскому языку
Цель урока: Отработать алгоритм написания сочинения- рассуждения
Цели: Предметные: отработать алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданному тексту. Регулятивные: учить планировать, контролировать, оценивать свои действия. Коммуникативные: учить формулировать собственное мнение и позицию. Личностные: учить использовать необходимую информацию для решения учебных задач в личных целях. Метапредметные: принимать решения в практических ситуациях, обнаруживать пробелы в знаниях, восполнять их.
Задачи урока: • познакомить с композиционно- структурной организацией письменной творческой работы; • продолжить формирование навыка смыслового чтения текста; • развивать самостоятельность мышления в работе с учебным материалом, совершенствовать способы умственной деятельности; содействовать воспитанию самостоятельности в процессе получения знаний, культуры поведения, рационального расходования рабочего времени. •
Вступление – начало, выход на проблему.
Проблема – сложный, значимый вопрос, требующий решения, исследования. Социальные, религиозные, моральные, этические, нравственные, философские, экологические, национальные, психологические.
Лексическое значение слова «комментировать» Комментировать – рассуждать, пояснять по поводу чего-либо.
Виды комментария текстуальный Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. концепционн ый При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу
Что такое позиция? Это отношение автора к проблеме Идея текста, главная мысль, тезис
Что такое аргументация ? аргументы – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, объяснения, примеры.
Заключение - обобщение сказанного, вывод, итог.
Основные варианты вступления Проблемный вопрос Общие сведения об обсуждаемой проблеме Ссылка на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме Цитата из текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой. Обращение к читателю с целью вызвать в его памяти определённые жизненные ситуации, связанные с проблемой текста Создание определённого эмоционального настроя; Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста С кратких сведений об авторе, о его творчестве С двух — трех риторических вопросов, подводящих к теме или главной мысли
Речевые клише Из сказанного выше можно сделать вывод…; позиция автора такова:…; автор размышляет над проблемой…; нельзя не согласиться с мнением…; доказательством правоты мнения служит (пример, герой, ситуация) из книги …; я не согласен с автором…; в тексте поднимается проблема…; подобная проблема волнует героя…; в нашей жизни бывают подобные ситуации…; автор заостряет внимание на …; авторская позиция перекликается с мнением…; автор убеждает нас в том, что…;каждому из нас знакомо…; писатель говорит с восхищением/негодованием/грустью/ сожалением…; автор заставляет задуматься над вопросом…
Работа над заключением обобщить информацию, сказанное; подвести итоги размышления; дать оценку сказанному; дать ответ на вопрос, если он поставлен во  вступлении; вновь привлечь внимание к проблеме,  подчеркнув ее актуальность; призвать читателя к выполнению тех или  иных задач
Задание Написать сочинение- рассуждение на основе текста В. Солоухина
Солоухин Владимир Алексеевич Владимир Алексеевич Солоухин- советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы»
Алгоритм написания сочинения- рассуждения Вступление; Формулировка одной из проблем исходного текста; Комментарий по выбранной проблеме; Формулировка позиции автора; Аргументы за или против авторской позиции( литературные источники, жизненный опыт); Заключение.
Рефлексия Продолжите предложения: Я получил конкретные рекомендации… Мне эта работа была необходима… Для меня было недостаточно…
Домашнее задание рассуждение. Написать сочинение- Творческих успехов!!!