Презентация предназначена для обобщения материала по теме"Деепричастие. Деепричастный оборот. Обобщение" в 6 классе. Учащиеся будут иметь возможность самостоятельно проверить уровень усвоения материала и оценить свои знания по пройденной теме. Ребята будут работать как с отдельными предложениями, так и с текстом.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ С ЗАВИСИМЫМ СЛОВОМ?
ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ
Я ЧАСТЬ РЕЧИ НЕОБЫЧНАЯ,
И С ГЛАГОЛАМИ ДРУЖУ,
И К НАРЕЧИЮ
ПРИБЛИЗИЛАСЬ,
И ДОБАВИТЬ ВСЕ МОГУ.
И СКАЖУ БЕЗ
СЛАДОСТРАСТИЯ,
БЕЗ ОБИД, БЕЗ ОБИНЯКОВ:
ПРИНИМАЮ Я ВЕЗДЕ
УЧАСТИЕ,
ВЕДЬ ЗОВУТ МЕНЯ…
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Деепричастие.
Деепричастный
оборот. Обобщение
ТЕМА УРОКА
??
Определите, какие пчёлы из этого улья
Разминка
переглянувшись
добежав
прикасаясь
отрежь
изредка
стуча
объедини
возвратившийся
убирая
сияющи
й
издалека
переглянувшись
убежав
убирая
прикасаясь
стуча
возвратившийся
сияющий
объедини — глагол
отрежь — глагол
издалека
изредка
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Утверждения
Деепричастие – самостоятельная
часть речи, которая обозначает
добавочное действие, объединяет
признаки глагола и
прилагательного и показывает,
каким образом, почему
совершается действие.
Как и глагол, деепричастие
обозначает действие и, подобно
наречию, называет признак
действия.
Деепричастия образуются при
помощи суффиксов -а, -я, -ащ-,
-ящ-, -вши, -ши.
Деепричастия могут быть
возвратными и невозвратными,
действительными и
страдательными.
В предложении деепричастие
зависит от глагола-сказуемого и
является обстоятельством.
Деепричастный оборот может
стоять только после глагола-
сказуемого.
Деепричастный оборот на письме
не выделяется запятыми
Деепричастие в предложении
может быть обстоятельством и
«Да» или «нет»
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Утверждения
Деепричастие – самостоятельная
часть речи, которая обозначает
добавочное действие, объединяет
признаки глагола и
прилагательного и показывает,
каким образом, почему
совершается действие.
Как и глагол, деепричастие
обозначает действие и, подобно
наречию, называет признак
действия.
Деепричастия образуются при
помощи суффиксов -а, -я, -ащ-,
-ящ-, -вши, -ши.
Деепричастия могут быть
возвратными и невозвратными,
действительными и
страдательными.
В предложении деепричастие
зависит от глагола-сказуемого и
является обстоятельством.
Деепричастный оборот может
стоять только после глагола-
сказуемого.
Деепричастный оборот на письме
не выделяется запятыми
Деепричастие может быть
настоящего и прошедшего времени
«Да» или «нет»
НЕТ
ДА
НЕТ
НЕТ
ДА
НЕТ
НЕТ
НЕТ
1 вариант (несов.вид)
2 вариант (сов.вид)
щебеча
извещая
ступая
отбиваясь
следя
уткнув
устремившись
навострив
вздохнув
??
Выполните упражнение и соберите в корзинку
под деревом только те груши, которые можно в
неё положить.
Упражнение
Упражнение
1
3
6
4
2
7
5
1. Человек вышел из дома и направился к машине.
2. Он бежал, оглядываясь по сторонам.
3. Я шёл вперёд, поднимаясь всё
53
7
2
выше и выше.
4. Человек, вышедший из дома, направился к машине.
5. Въехав на плотину, тройка почемуто остановилась.
6. Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.
7. Выйдя из дома, человек направился к машине.
Соотнесите деепричастие и
Соотнесите деепричастие и
зависимое слово
зависимое слово
Заблестев
Кружась
Рисуя
Белея
На полях
Узоры на стеклах
На солнце
В воздухе
Физкультминутка
Деепричастие
По швам руки
ОПУСКАЯ,
Плечи вверх
ПРИПОДНИМАЯ,
Корпус влево
НАКЛОНЯЯ,
Затем вправо
ПРОГИБАЯ,
Головою ПОМОТАВ,
ПОКИВАВ и
ПОВЗДЫХАВ,
ОТДОХНУВ немного
дружно,
Скажем: « Поработать
Выразительно прочитайте
стихотворение.
ЗИМНЕЕ УТРО
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг
прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга
злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным
блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в
санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему
снегу,
Друг милый, предадимся
бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь
густые,
И берег, милый для меня.
Перепишите текст, выделив графически деепричастные обороты
Александр Сергеевич Пушкин изображая природу
предстаёт перед нами не простым наблюдателем.
Стараясь пронАлександр Сергеевич Пушкин изображая
природу предстаёт перед нами не простым наблюдателем.
икнуть в её тайны поэт обращается к жизни человека
находя объяснения чудесным природным явлениям. Зима
в лирике Пушкина не усыпляет человека, а зовёт к
действию вселяя бодрость и веселье.
Стихия, разбушевавшаяся в природе, стремится к
гармонии восстанавливая её.
Природа для поэта – пример истинной красоты мира.
Александр Сергеевич Пушкин, / изображая
природу/, предстаёт перед нами не простым
наблюдателем.
/Стараясь проникнуть в её тайны/, поэт
обращается к жизни человека, /находя
объяснения чудесным природным явлениям.
Зима в лирике Пушкина не усыпляет человека, а
зовёт к действию, /вселяя бодрость и веселье/.
Стихия, разбушевавшаяся в природе, стремится к
гармонии,/ восстанавливая её/.
Природа для поэта – пример истинной красоты
мира.
Опишите картину «Дети на
санках»
Н. Богданова-Бельского,
используя предложения с
деепричастными оборотами
Лист самооценки ____________________________________________________
Таблица баллыотметки
Мах.30 б.
2730 б. «5»
2326 б. «4»
1822б «3»
17 б. и ниже «2»
Общее
число
баллов
Вид работы
Определяю тему и
цели урока
Разминка
Согласен-не
согласен
Нет ошибок -10б.
1-2 ошибки-8-9 б
3-4 ошибки- 6-7 б.
5 и более -1 балл
Определение вида
деепричастий
Тестовая работа
Находим
деепричастные
обороты
Самостоятельная
работа
Творческий
диктант
а) преобразовал
глаголы в
деепричастия
б) расставил знаки
препинания
в) подчеркнул
деепричастие как
член предложения
г)вставил
пропущенные
орфограммы
д)объяснил
Умею
2б.
Не совсем 1б. Не умею
0 б.
Отметка
Учитель
баллы
Отметка
учителя
Выберете начало фразы и одним
предложением выскажите свое
мнение о сегодняшнем уроке.
1. Сегодня я узнал…
2 Было интересно…
3. Было трудно…
4. Я теперь могу…
5 Я научился…
6. У меня получилось…
7. Мне захотелось…
8. Я попробую…
9. Я смог …