День проектов в начальной школе
«Научно-туристическое агентство «Проектонинг».
Название проекта: «Проектная деятельность в начальной школе»
Руководитель проекта: Зелинская М.В.
Состав участников: учителя начальных классов, учителя – предметники, логопед, учителя дополнительного образования, ученики начальной школы
Тип проекта: по виду деятельности: творческий, исследовательский
по содержанию: межпредметный
по продолжительности: среднесрочный
Цель проекта: обобщение опыта учителей по внедрению проектной деятельности учащихся в классно-урочную и внеурочную деятельность.
«Путешествие
на Созвездие проектов
начальной школы »
Выполнили:
учителя и ученики
начальной школы
МАОУ «СОШ №10» г. Гая
ФГОСы направлены на формирование
компетентности.
Компетентность – есть готовность и
способность человека действовать в какой
либо области.
Выпускник начальной
школы должен…
Уметь
планироват
ь
свою
Уметь
контролировать
и оценивать
Уметь
работать с
литературой
Уметь
критически
осмысливать
материал
деятельнос
ть
сотрудничат
Уметь
ь
ПРОЕКТНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Паспорт проектной работы
Название проекта: «Проектная деятельность в начальной школе»
Руководитель проекта: Зелинская М.В.
Состав участников: учителя начальных классов, учителя – предметники, логопед, учителя
дополнительного образования, ученики начальной школы
Тип проекта: по виду деятельности: творческий, исследовательский
по содержанию: межпредметный
по продолжительности: среднесрочный
Цель проекта: обобщение опыта учителей по внедрению проектной деятельности учащихся в классно-
урочную и внеурочную деятельность.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы по теме «Проектная деятельность в начальной школе» (на
заседании ШМО)
2. Обобщить опыт проведения уроков проектной деятельности учителей начальной школы .
3. Разработать план проведения Дня проектов в начальной школе в форме «Путешествия на Созвездие
проектов начальной школы»
4. Приготовить вместе с учащимися и родителями проекты для демонстрации, уроки –проекты.
5. Организовать выставку проектов и мини-проектов.
6. Организовать театрализованное представление – открытие Дня проектов..
7. Провести анкетирование по теме: «Проект в начальной школе»
Вопросы проекта: Для чего в начальной школе организуется проектное обучение?
Отличается ли проектная деятельность в начальной школе от проектной деятельности в средней школе?
Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной деятельности?
Оборудование:
Интернет, компьютер, проектор (для презентации проекта);
Карта Созвездия проектов в начальной школе (2 шт.), Звёзды (15 шт.), путёвки (30-40 шт.), касса,
агентство «Проектонинг», 4 шляпы учёного, 1 корона, надписи «Мисс Проблема», «Мистер «Планирование»,
«Мисс Информация», «Мистер Продукт», «Мисс Презентация», анкеты, проекты для выставки,
высказывания о проектах.
Аннотация: Младший школьный возраст является начальным этапом. Ребёнок начинает осознавать себя
творцом своей деятельности.
Предполагаемый продукт проекта: проекты, презентация, выставка проектов.
Метод проектов — это простор для
сотрудничества и проявления совместной
творческой инициативы ученика и учителя.
Актуальность
Младший школьный возраст является
начальным этапом вхождения в проектную
деятельность, закладывающим фундамент
дальнейшего овладения ею.
Ребёнок начинает осознавать себя творцом своей
деятельности. Практика
с младшими
школьниками
может
учебных
рассматриваться как особое направление внеклассной или
внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным
процессом
развитие
исследовательской, творческой активности детей.
ориентированное
на
проведения
исследований
и
Проблемный вопрос
Тот, кто не смотрит вперёд, оказывается позади.
Дж. Герберт
Для чего в начальной школе организуется проектное
обучение?
Отличается ли проектная деятельность в начальной школе от
проектной деятельности в средней школе?
Какие умения могут формироваться у детей в процессе проектной
деятельности?
Может ли ученик начальной школы самостоятельно выполнить
проект?
Какую роль выполняет учитель, ученик, родитель при создании
ученического проекта в начальной школе?
Должен ли каждый выпускник начальной школы уметь
самостоятельно выполнять проект?
Не все дети гениальны, но абсолютно
все талантливы.
И. А. Аршавский
Объект, предмет исследования.
Объект исследования: проектная деятельность
в начальной школе
Предмет исследования: опыт учителей по
внедрению проектной деятельности в
начальной школе
Крупный успех составляется из множества
предусмотренных и обдуманных мелочей.
Ключевский В.О.
Цель, задачи исследования
Цель проекта: осмысление и конкретизация опыта по
проектной деятельности в начальной школе в урочной и
внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Рассмотреть теоретические вопросы по теме «Проектная
деятельность в начальной школе» (на заседании ШМО).
2. Представить наработки учителей по проектной деятельности, определить
значимые проблемы и найти способы их решения;
3. Разработать план проведения Дня проектов в форме
«Путешествия на Созвездие проектов начальной школы».
4. Приготовить проекты для демонстрации, уроки –проекты.
5. Организовать выставку проектов и мини-проектов.
6. Организовать театрализованное представление.
7. Провести анкетирование по теме: «Проект в начальной
школе?»
Никакое дело нельзя хорошо сделать,
если неизвестно, чего хотят достигнуть.
Макаренко А.С.
Методы исследования:
анализ информации: методической литературы, Интернет-
ресурсов, обобщение опыта;
социологический опрос, анкетирование;
эксперимент;
обобщение и систематизация полученной информации.
Результаты исследования:
Создание презентации о проектной деятельности в
начальной школе;
День проектов в форме «Путешествия на Созвездие
проектов начальной школы»;
Выставка проектов;
Фильм- отчёт
Наиболее глубокий след оставляет то,
что тебе удалось открыть самому.
Джордж Пойа
Этапы работы над проектом
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
Выбор темы.
Определение цели и формулирование задач.
Определение названия проекта.
Обсуждение плана работы, возможных источников информации, ожидаемых результатов.
Выбор методов исследования.
2 этап. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
1.Подготовка проектов.
2.Подготовка ко Дню проектов по плану.
1 группа – «Театральная» – готовили театрализованное представление и музыку для
открытия Дня проектов.
2 группа - «Декораторы» - создали карту Созвездия проектов, подготовили помещения
для приёма гостей, организовали выставку проектов, распечатали необходимый материал.
3 группа - «Информационная» - нашли высказывания о проектной деятельности, создали
буклеты.
4 группа – «Пресс-центр» - провели анкетирование, собрали фотоматериал.
3. Систематизация и оформление добытых при исследовании материалов.
3 этап. ЗАВЕРШАЮЩИЙ.
Создание фильма «Путешествие на Созвездие проектов начальной школы».
Доработка проекта.
Выводы.
Выступление на педсовете.
Этапы работы над проектом
Джордж Пойа
Наиболее глубокий след оставляет то,
что тебе удалось открыть самому.
1 этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
2 этап. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
ТЕАТРАЛЬНАЯ
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ДЕКОРАТОРЫ
ПРЕСС-ЦЕНТР
3 этап ЗАВЕРШАЮЩИЙ
Проект – это специально
организованный учителем и
самостоятельно выполняемый
учащимися комплекс
действий по
разрешению значимой для
учащегося
проблемы.
Цель проектного
обучения
Создание условий для освоения
новых типов деятельности в
социокультурной среде, развитие
умения адаптироваться к
изменяющимся условиям жизни
человека.
Задачи проектной
деятельности
у
с
Р
а
п
е
з
в
ш
и
т
н
о
и
е
и
т
с
поиск
сведени
й
организация
действий, со-
трудничество
проект
ы
применен
ие знаний
Привлече
родителе
ние
й
т
в
о
р
ч
е
о
с
т
в
Этапы работы над
проектом
Презентация
Продукт
Поиск информации
Планирование
Проблем
а
Развитие младших
школьников в процессе
проектной деятельности
Исследовательские
умения
Умения в решении
проблем
Технологические
умения
Рефлексивные
умения
Информационные
умения
Презентационные
умения
Коммуникативные
умения
Типология проектов
• Мини-проекты – укладываются в 1 урок или
часть урока.
• Краткосрочные – рассчитаны на 4-6 уроков.
• Средней
продолжительности
укладываются в 1-2 месяца.
–
Роли участников проектной
деятельности
РОЛЬ
РОЛЬ
УЧЕНИКА
УЧЕНИКА
•Является субъектом
познавательной
деятельности
•Выбирает
(принимает решения)
•Выстраивает систему
взаимоотношений
с людьми
•Оценивает
РОЛЬ
РОЛЬ
УЧИТЕЛЯ
УЧИТЕЛЯ
•Консультирует
•Мотивирует
•Стимулирует
•Наблюдает
РОЛЬ
РОЛЬ
РОДИТЕЛЕЙ
РОДИТЕЛЕЙ
•Консультирует
•Мотивирует
Формы продуктов
проектной
деятельности
• гербарий ( «Растения родного
края»);
• буклет («Моя малая родина»,
«Достопримечательности города
Гая», «Символы России»);
• сборник сочинений («Мои летние
каникулы», «Отец – это звучит
гордо!», «Сказка для мамы»,
«Летняя встреча»);
• рукописная книга(«Жизнь,
опаленная войной», «Мои любимые
Формы продуктов
• стенгазеты («Никто не забыт и ничто
не забыто…», «Откуда появился
проектной
деятельности
обычай красить яйца на Пасху?»,
«Свадьба как древни обычай!»,
«Сердце матери», «Учись понимать
свою маму», «Интересы моей мамы» и
др.);
• презентации («Живая Азбука»,
«Школьный двор», «Театр
рукотворных букв», «Человек из
легенды в названии улицы нашего
города», «Я – казахской
Юный художник Васянович
Елена Анатольевна
Единственный путь,
ведущий к
знанию, — это
деятельность.
Б.Шоу
Этапы проектной деятельности в начальной
школе:
Первый этап ( 1
класс )
Наши первые минипроекты:
«Мой режим дня»
«Безопасный путь в
школу»
«Жили – были буквы»
«Буквы – герои сказок,
стихов, загадок»
«Моё любимое число»
«Математика вокруг нас»
«Напиши другу
рисуночное письмо»
«Моё имя»
и др.
ФОРМЫ И СПОСОБЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 КЛАССЕ:
•коллективный учебный диалог,
•рассматривание предметов,
•создание проблемных ситуаций,
•чтение-рассматривание,
•совместное с ребенком
определение его собственных
интересов,
• индивидуальное составление схем,
•выполнение моделей из различных
материалов,
•экскурсии,
• выставки детских работ.
ВТОРОЙ ЭТАП ( 2 КЛАСС )
Наши проекты:
«Книга маминых рецептов»,
«Профессии моих
родителей»,
«Моя мама лучше всех»,
«Узоры вокруг нас»,
«Я здоровье сберегу, сам
себе я помогу»,
«Мой прадедушка – герой»,
«Наш друг и помощник –
конь»,
«Волшебный пластилин»,
«Вейся, вейся, хоровод…»,
«В гости к весне»,
«Города Оренбуржья»,
«Моя родословная»
ВТОРОЙ ЭТАП ( 2 КЛАСС )
• развитие умений определять
тему исследования,анализировать,
сравнивать,
*
формулировать выводы,
*
ФОРМЫ И СПОСОБЫ
оформлять результаты исследования;
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
• учебная дискуссия;
• наблюдения по плану;
• рассказы детей и учителя;
• упражнения на развитие способов
мыслительной деятельности;
• мини-исследования;
• индивидуальное составление
моделей и схем;
• мини-доклады.
ТРЕТИЙ ЭТАП ( 3 – 4 КЛАСС
)
· дальнейшее накопление представлений
о проектной деятельности, ее средствах и
способах, осознание логики исследования и
развитие исследовательских умений.
Наши проекты:
«Весенние цветы»,
«Что мы празднуем 23 февраля?»,
«Школа кулинаров»,
«Почему Масленица блинами славится?»,
«Растения родного края»,
«Откуда появился обычай красить яйца на
Пасху?»,
«Сердце матери»,
«Человек из легенды в названии улицы нашего
города»,
«Школьный двор»,
«А нам Калиновка милей»,
«Когда жизнь в твоих руках»
и другие
ТРЕТИЙ ЭТАП ( 3 – 4 КЛАСС
Формы и способы деятельности
)
школьников:
· мини-исследования;
· групповая работа;
· ролевые игры;
· самостоятельная работа;
· коллективное выполнение
и
защита исследовательских
работ ;
· составление
энциклопедий;
· наблюдение;
· анкетирование;
· эксперимент и другие.
“Проектное обучение не должно
вытеснять классно-урочную систему
и становиться некоторой панацеей,
или косвенного обучения”.
его следует использовать как
дополнение к другим видам прямого
Результаты анкетирования учителей МАОУ
«СОШ №10» (28 чел.)
1.Как Вы считаете, может ли ученик начальной школы
самостоятельно выполнить проект?
2. Какую роль выполняет учитель, ученик, родитель при
создании ученического проекта в начальной школе? Выразите
это в процентах.
3. Как Вы думаете, должен ли каждый выпускник начальной
школы уметь самостоятельно выполнять проект?
• Занимаясь проектной деятельностью с
учащимися, педагог может выступать в той или
иной роли:
• «Энтузиаст»: побуждает учеников к
познавательной и творческой деятельности.
• «Специалист»: компетентен во всём.
«Консультант»: помогает советом,
•
подсказывает, как лучше сделать.
«Руководитель»: может наметить план проекта,
его структуру и управлять им.
• «Модератор»: организовывает обсуждение и
направляет мысль ученика в правильное русло.
оценивает.
• «Координатор»: организовывает
сотрудничество.
• «Эксперт»: анализирует результаты,
Результаты анкетирования учителей
начальной школы МАОУ «СОШ №10» (15
чел.)
Какую роль выполняет учитель, ученик, родитель при создании
ученического проекта в 1 классе? В 4 классе? Выразите это в
процентах.
педагогов заключается в
том, чтобы за простым
детским вопросом
увидеть целую
исследовательскую
проблему, увлекательный
процесс, который поведёт
ученика по ступенькам
познания к разгадыванию
загадок и тайн из
различных областей
знания.