Проявление девиантного поведения у детей и подростков. Профилактика и коррекция девиации в условиях образовательного учреждения
Пространство ненормативного поведения существенно расширилось за счёт увеличения списка социокультурных девиаций и зависимостей, расширения спектра асоциальной и противоправной активности подростков.
Девиантное поведение
биологическая, генетическая и социальная деградация личности
проблемы в социализации молодого поколения
Решающим фактором профилактики и коррекции девиантного поведения является педагогически управляемая социально-культурная среда, выступающая для подростка важнейшим условием социализации и пространством личностного развития.
Девиантное поведение
общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.
По теории аномии (состояния беззакония) Р. Мертона, девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества.
Признаки девиантного поведения
Отклонение от социальных стандартов.
Девиантность может выражаться в мягких несоответствиях общественным нормам: в форме чрезвычайно индивидуализированного мышления и поведения, в различных формах социальной патологии.
Отдельные исследователи девиантным называют и антидисциплинарное поведение и относят к нему ситуационно обусловленные поведенческие реакции: агрессивность, самовольное и систематическое отклонение от учебной деятельности.
Подходы к социально-педагогическим параметрам девиантного поведения
Нейл Джозеф Сме́лзер (англ. Neil Joseph Smelser) американский социолог…
Девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков подростков социальным ожиданиям.
Один и тот же поступок одними воспринимается как девиантный, другими — как недевиантный.
Девиация — это отклонение от групповой нормы, которое в принципе влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя.
Клейберг Юрий Александрович, доктор педагогических наук, доктор психологических наук …
Девиантное поведение подростков - специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним.
Девиантные действия выступают:
- в качестве средства достижения значимой цели;
как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;
- как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.
Подходы к социально-педагогическим параметрам девиантного поведения
Девиантные подростки характеризуются значительными эмоциональными нарушениями:
- импульсивностью,
- раздражительностью,
- вспыльчивостью, - конфликтами с окружающими,
- агрессивностью.
Особенности, характерные для подростков с девиантным поведением
состояние психологической изоляции
низкий уровень социализации
отставаниев развитии
нарушение эмоциональной сферы
дефекты самоотношения
отрицательная Я-концепция
недифференцированность образа «Я»
рассогласование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов
Социально-психологические особенностиподростков с девиантным поведением
отсутствие опыта нравственного поведения
неверное понимание социальных ценностей
неадекватно завышенная или заниженная самооценка
неправильное отношение к системе нравственных норм
ситуативность психологического настроя
Социальные
неблагополучие в малых социальных группах (семье, группе сверстников);
конфликтные отношения в школе;
многоуровневые общественные процессы (слабость власти, несовершенство законодательства, социальные катаклизмы, низкий уровень жизни);
социальное неравенство;
нестабильность социально-экономической ситуации;
ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка;
безработица.
Причины девиантного поведения.
Морально-этические
низкий морально-нравственный уровень современного общества;
бездуховность современного общества;
утрата моральных ценностей;
равнодушие общества ко многим детским проблемам;
процветание алкоголизма и наркомании.
Причины девиантного поведения.
Социально-педагогические
дефекты семейного и школьного воспитания;
неуспехи ребенка в школе;
падение престижа образования;
педагогическая запущенность.
Причины девиантного поведения.
Семья
характер взаимоотношений и общения в семье;
воспитательный потенциал семьи;
структура семьи;
социально-бытовые условия;
психологический микроклимат;
образовательный и культурный уровень родителей.
Причины девиантного поведения.
Семья
Формированию преступного поведения способствует наличие следующих факторов в семье:
употребление родителями спиртных напитков;
отсутствие контроля над подростком;
жестокое обращение одного либо обоих родителей в отношении к подростку, другим членам семьи;
трудное материальное положение;
нахождение родственников в местах лишения свободы;
отсутствие одного из родителей в семье;
усиленный контроль и опека над подростком.
Причины девиантного поведения.
Неформальные группы сверстников
Приятельская компания подростков становится благоприятной средой криминогенного поведения подростков, когда потерян авторитет и престиж ведущих субъектов социализации - семьи и школы.
Причины девиантного поведения.
Особенности подросткового возраста
внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»;
пограничная неопределенность социального положения: уже не ребенок, но ещё и не взрослый;
стремление к новизне, к оригинальности поведения, желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения.
Причины девиантного поведения.
Биологические факторы
Генетические факторы: передача по наследству болезней (шизофрении, нервно-психических нарушений, обусловленных семейным алкоголизмом).
Психофизиологические факторы: психофизиологические нагрузки, конфликтные и стрессовые ситуации, что приводит к различным соматическим, аллергическим и токсическим заболеваниям.
Физиологические причины: нарушение речи, дефекты речи, слуха, недостатки конституционно-соматического склада, что вызывает негативное отношение окружающих.
Причины девиантного поведения.
Психологические факторы
Связаны с наличием у человека психопатологии или акцентуации, что сопровождается эмоциональной неустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы, психопатией.
Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертами характера нуждается в социально-медицинской реабилитации, психолого-педагогической коррекции.
Причины девиантного поведения.
Социокультурные причины
расслоение общества;
восприимчивость молодежи и подростков ко всему новому;
некритичность восприятия норм поведения;
стремлением к замещению режимного поведения.
Причины девиантного поведения.
Личностный фактор
заниженный уровень самоуважения;
отсутствие сложившихся механизмов самоконтроля и самокорректировки поведения.
Причины девиантного поведения.
Исследования американского психолога Г. Кэплана показали, что понижение самоуважения у юношей связано практически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит к росту антинормативного поведения. Наиболее восприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки 14-15 лет.
Принципы организации профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении
формирование противопоточных установок
систематичность и преемственность
в пропаганде ЗОЖ
учёт психологических особенностей разных возрастных групп обучающихся
единство эмоционального и содержательного аспекта пропаганды ЗОЖ
организация досуга и общественная активность
Современная профилактика девиантного поведения подростков направлена на формирование устойчивости их психики по отношению к вредным привычкам, антисоциальным нормам.
Этапы работы с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении
2. Этап профилактики девиантного поведения
3. Этап профилактики предпреступного поведения
1. Этап ранней профилактики
ЗАДАЧИ
Оздоровление среды и помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, ещё до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.
Недопущение предпреступного поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
Предотвращение преступного поведения и создание условий для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.
Что представляют педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Методы
методы формирования сознания личности
способствуют формированию адекватного отношения к окружающей среде и повышению самооценки личности
методы стимулирования мотивации деятельности и поведения
вызывают положительные эмоциональные переживания и формируют нравственную культуру личности
методы контроля
позволяют своевременно выявлять и предупреждать возникшие проблемы в процессе социализации обучающихся с девиантным поведением
Педагогические условия, способствующие социализации учащихся с девиантным поведением
Формы
классные часы и
внеклассные мероприятия
формирование ключевых компетенций: компетенций в сфере быта, культурно-досуговой, познавательной и гражданско-общественной деятельности
мероприятия с привлечением людей различных профессий
самоопределение и всестороннее развитие личности
экскурсии, туристические походы
приобретение новых знаний, умений и навыков
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.