Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе.

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 26.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности - использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и разъяснение данных.
Иконка файла материала Естественно-научная грамотность.pptx

Формирование естественнонаучной грамотности в начальной школе.

Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности - использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и разъяснение данных.

Основные способы действий, которые должны быть сформированы в курсе «Окружающий мир»

-Наблюдать (видеть, а не только смотреть) -Анализировать свои наблюдения -Экспериментировать -Читать и понимать информационный текст -Пользоваться таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами, простейшими схемами -Пользоваться моделями (глобус, интерактивные исследовательские модели…)

Для успешного формирования  естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать виды работ, которые содержат следующие операции:

- переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
- «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи; - анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
 - представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления

Эффективные виды работ формирования естественнонаучной грамотности

Проектно-исследовательская деятельность - создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.

Кроме этого формируются:

- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия; умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.

Приём «Ложная альтернатива»

Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.

Приём "Шаг за шагом"

Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин, понятие, явление из изученного ранее материала.

Приём «Фишбоун»

(рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний

Приём «Синквейн» –

это стихотворение из 5 строк, где: Первая строка: 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка: 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка: 3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм). Пятая строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.