Естественно-научная грамотность - способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознавания и постановки вопросов, для освоения новых знаний и объяснения естественно-научных явлений
Одна из задач повышения уровня естественнонаучной грамотности - использовать учебные задания с учетом реальных жизненных ситуаций, задачи на применение знаний в нестандартных ситуациях, задания на преобразование и разъяснение данных.
Основные способы действий, которые должны быть сформированы в курсе «Окружающий мир»
-Наблюдать (видеть, а не только смотреть)-Анализировать свои наблюдения-Экспериментировать-Читать и понимать информационный текст-Пользоваться таблицами, графиками, диаграммами, картосхемами, простейшими схемами-Пользоваться моделями (глобус, интерактивные исследовательские модели…)
Для успешного формирования естественнонаучной грамотности учащихся необходимо использовать виды работ, которые содержат следующие операции:
- переводить данные, представленные в графическом виде, в текстовую информацию, текстовую информацию представлять в графическом виде;
- «читать» таблицу, схему, рисунок, модель; определять значимые характеристики информации, представленные в графическом и/или текстовом виде, необходимые для решения учебной задачи; - анализировать, оценивать, интерпретировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
- выделять главную мысль (закономерность, факт) в полученной текстовой и/или графической информации;
- представлять полученные данные в текстовом или графическом (схема, таблица, другая модель) виде;
- подбирать иллюстративный материал (рисунки, примеры, плакаты) к тексту выступления
Проектно-исследовательская деятельность - создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.
Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.
Приём «Хорошо - плохо»
Приём направлен на активизацию мыслительной деятельности обучающихся на уроке, формирование представления о том, как устроено противоречие.
Кроме этого формируются:
- умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;умение разрешать противоречия;умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций.
Приём «Ложная альтернатива»
Описание: внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Приём "Шаг за шагом"
Описание: приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Ученик, шагая к доске, на каждый шаг называет термин, понятие, явление из изученного ранее материала.
Приём «Фишбоун»
(рыбий скелет/рыбья кость) - универсальный приём, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Но наиболее эффективно «рыбья кость» применяется на занятиях обобщения и систематизации полученных знаний
Приём «Синквейн» –
это стихотворение из 5 строк, где:Первая строка: 1 слово – понятие или тема (существительное).Вторая строка: 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).Третья строка: 3 слова – действия (глаголы).Четвертая строка: фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).Пятая строка: 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.