В презентации «Дислалия» указаны причины механической и функциональной дислалии. Рассказано о разновидностях дислалии по группам; по характеру дефекта произношения; по искажению, замене или отсутствия звука в слове. Указаны причины необходимости устранения дислалии в дошкольном возрасте. Показана цепь нарушений, которая ведет к общему недоразвитию речи.
– от греческого dis – расстройство, lalia – речь.
Дислалия
• нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и
сохранной иннервации речевого аппарата.
• нарушение речи, когда у ребенка хороший слух,
достаточный запас слов, умеет строить предложения и
согласовывать в них слова, речь его четкая, несмазанная,
но имеется дефектное произношение звуков (одной группы
или нескольких).
Презентация "Дислалия".
Механическая дислалия – вид неправильного
звукопроизношения, которая вызывается органическими
дефектами перефирического речевого аппарата, его
костного и мышечного строения.
Причины:
•укороченная уздечка языка;
•большой язык;
•узкий язык (маленький);
•дефекты строения челюстей:
• нормальный прикус – когда при смыкании челюстей верхние зубы слегка прикрывают нижние;
Аномалии прикуса:
прогнатия – верхняя челюсть сильно выдается вперед. Нижние передние зубы не
смыкаются вовсе с нижними;
прогения – нижняя челюсть выступает вперед;
передний открытый прикус – между зубами верхней и нижней челюстей при смыкании
остается промежуток;
боковой открытый прикус – (может быть лево (право) сторонним, двусторонним –
неправильное строение зубов;
•неправильное строение неба: узкое, слишком высокое («готическое»), низкое, плоское;
•толстые губы: отвислая нижняя губа, укороченная, малоподвижная верхняя губа.
Презентация "Дислалия".
Функциональная дислалия – вид неправильного
звукопроизношения, при котором не имеется никаких
дефектов артикуляционного аппарата.
Причины:
•
подражание;
•
неправильное воспитание речи ребенка в семье (сюсюканье);
двуязычие в семье (ребенок переносит особенности произношения одного
языка на другой);
педагогическая запущенность (взрослый не обращает внимание на речь
ребенка);
недоразвитие фонетического слуха (не различает звуки);
недостаточная подвижность органов артикуляционного аппарата;
снижение слуха;
недостаточное умственное развитие ребенка.
•
•
•
•
•
Презентация "Дислалия".
Разновидности дислалии
1. Простая (мономорфная)
– нарушение одной группы звуков:
•
•
•
•
сигматизм – недостатки произношении свистящих звуков (с, сь, з, зь, ц) и
шипящих (ш, ж, ч, щ);
ротацизм – нарушение сонорных звуков (р, рь)…..
Сложная (полиморфная)
– нарушение нескольких групп звуков:
сигматизм и каппацизм;
ротацизм и дефекты озвончения.
Презентация "Дислалия".
ВИДЫ ДИСЛАЛИИ (от характера дефекта произношения):
2. 1.(пара)сигматизм (с сь, з зь, ц), (ш ж ч щ ).
2. (пара)ламбдацизм (л ль).
3. (пара)ротацизм (р рь).
4. (пара)йотацизм (й).
5. (пара)каппацизм (к кь).
6. (пара)гаммацизм (г гь).
7. (пара)хитизм (х хь).
8. Дефекты озвончения (в ф, з с, ж ш, б п, д т, г к).
9. Дефекты смягчения (тть, ддь, ннь, …).
Презентация "Дислалия".
3.
3.1 Отсутствие, выпадение звука –
«…ыба» рыба, «паоход» пароход.
3.2. Искажение звука –
вместо правильного произношения произносит звук , которого нет в
фонетической системе русского языка. Например: велярный (р), когда вибрирует
тонкий край мягкого неба; увулярный (р), когда вибрирует маленький язычок;
межзубный (с); боковой (ш); двугубный (л),… .
Презентация "Дислалия".
3.3. Замена звука заменяет звук другим звуком, который существует в
фонетической системе русского языка.
• Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по месту
артикуляции. Например: взрывные (к,г) – взрывные (т,д), заднеязычные –
переднеязычные: кулак –«тулак», гудок –«дудок».
• Замена звуков, одинаковых по месту образования и различающихся по способу
образования. Например: фрикативный переднеязычный (с) – переднеязычным
взрывным (т): санки – «санки».
• Замена звуков, одинаковых по способу образования и различающихся по участию органов
артикуляционного аппарата. Например: (с) – губнозубным (ф): сумка – «фумка».
• Замена звуков, одинаковых по месту и способу образования и различающихся по участию
голоса. Например: звонкий звук на глухой и, наоборот: «субы» зубы.
• Замена звуков, одинаковых по способу образования и по активно действующему органу
артикуляции и различающихся по признаку твердости и мягкости. Например: раз – «ряз»,
пила – «пула».
Презентация "Дислалия".
Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте
В дошкольном возрасте интенсивно развивается речь. Главное – она в этом возрасте
наиболее гибка и податлива. Неправильное произношение до 45 лет считается нормальным
явлением, т.к. артикуляционный аппарат еще не окреп и не развился в достаточной степени –
возрастное или физиологическое косноязычие. После 45 лет нарушение звукопроизношения
считается патологией.
Нарушение фонетического восприятия приводит:
•Ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки.
•Словарь не пополняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки.
•Следовательно, ребенок в дальнейшем отстает от возрастной нормы.
•Следовательно, не формируется в нужной степени и грамматический строй речи, т.к. предлоги и
безударные окончания остаются «неуловимыми».
Презентация "Дислалия".
Цепь нарушений:
Фонетикофонематическое нарушение речи ведет
к лексикограмматическому нарушению речи и все
вместе
к общему недоразвитию речи,
т.е нарушению письма и чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.