Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная материалами, оборудованием, инвентарем для развития ребенка, соответствующее его возрасту, охране и укреплению здоровья; коррекция его недостатков.
Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.
Согласно ФГОС ДО РПП среда в группе раннего возраста организована следующим образом:
Примерные центры развития
Образовательные области в соответствии с ФГОС | Центры |
- Физическое развитие | Центр физического развития |
Вариативность среды
Предполагает игровой материал расположенный так, чтобы дети имели свободу выбора, периодически меняется игровой материал, вносятся новые предметы.
Доступность среды
У детей есть свободный доступ к играм и игрушкам, пособиям, обеспечивающих все виды детской активности и оборудование, доступны все помещения детского сада, где осуществляется образовательная деятельность.
Безопасность среды
Форма и дизайн предметов и оборудования ориентированы на безопасность и возраст детей.
Соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации надежности.
Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:
1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
5.Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.