Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Оценка 4.8
Презентации учебные
ppt
Междисциплинарный 4
Взрослым
08.06.2017
Презентация подробно рассказывает классным руководителям об особенностях старших подростков, условиях развития их личности и проблемах, с которыми они сталкиваются в учебно-воспитательном процессе. Даны рекомендации по взаимодействию с учащимися этой возрастной категории, чтобы эффективно строить учебный процесс и помочь детям преодолеть возникающие у них трудности
психологические проблемы 9-11.ppt
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психологические
Психологические
особенности учащихся
особенности учащихся
старших классов
старших классов
в помощь
в помощь
классному руководителю
классному руководителю
911 классов
911 классов
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Переходный период
Переходный период
от подросткового
от подросткового
к раннему юношескому
к раннему юношескому
возрасту
возрасту
(9 класс)
(9 класс)
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
1.1. Ведущая потребность девятиклассников
Ведущая потребность девятиклассников
– – это интеграция подростковых
это интеграция подростковых
потребностей в проявлении взрослости
потребностей в проявлении взрослости
и в общении со сверстниками
и в общении со сверстниками
с потребностями, присущими ранней
с потребностями, присущими ранней
юности:
юности:
в самопознании и самоопределении.
в самопознании и самоопределении.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
2.2. интенсивное развитие внутренней
интенсивное развитие внутренней
жизни подростка: :
жизни подростка
на смену приятельства приходит
на смену приятельства приходит
дружба, делаются попытки вести
дружба, делаются попытки вести
интимные дневники, начинаются
интимные дневники, начинаются
первые влюблённости.
первые влюблённости.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
3.3. Расширяется потребность в
Расширяется потребность в
общении и его «география»
общении и его «география»
большая часть времени посвящается
большая часть времени посвящается
прогулкам, разговорам или
прогулкам, разговорам или
молчаливому ничегонеделанию, т.е.
молчаливому ничегонеделанию, т.е.
«тусованию»
«тусованию»
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
4.4. Поведение носит
Поведение носит протестующий характер
протестующий характер
по отношению к взрослым, ,
по отношению к взрослым
демонстративные действия негативного
демонстративные действия негативного
характера, неподчинение требованиям,
характера, неподчинение требованиям,
стремление избегать нежелательных
стремление избегать нежелательных
контактов.
контактов.
Отсюда – конфликты с учителями,
Отсюда – конфликты с учителями,
нарушение дисциплины без неприятных
нарушение дисциплины без неприятных
субъективных переживаний. .
субъективных переживаний
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
5.5. противоречивость
противоречивость
коммуникативного поведения: :
коммуникативного поведения
с одной стороны, стремление во что
с одной стороны, стремление во что
бы то ни стало быть таким же, как
бы то ни стало быть таким же, как
все, отвечать тем нормам, которые
все, отвечать тем нормам, которые
приняты в их среде,
приняты в их среде,
с другой – желание выделиться,
с другой – желание выделиться,
отличиться любой ценой
отличиться любой ценой
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
6.6. Значимой деятельностью
Значимой деятельностью
может оказаться та,
может оказаться та,
которая имеет отношение к их
которая имеет отношение к их
профориентации
профориентации
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Учение не всегда становится
Учение не всегда становится
учебной деятельностью. Этому
Этому
учебной деятельностью.
мешают две основные причины.
мешают две основные причины.
1.1. не всегда имеют
не всегда имеют
возможность
возможность
проявить
проявить
собственную
собственную
субъектность на
на
субъектность
уроке, т.к. форма
уроке, т.к. форма
обучения, как
обучения, как
правило, остается
правило, остается
попрежнему
попрежнему
фронтальной
фронтальной
2.2. растущие с каждым
растущие с каждым
днем проблемы
днем проблемы
социализации
социализации
старшего
старшего
подростка нередко
подростка нередко
сводятся
сводятся
учителями только к
учителями только к
проблеме
проблеме
успеваемости
успеваемости
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Значимая деятельность
Значимая деятельность
2.2. коллективная
коллективная
творческая
творческая
деятельность: :
деятельность
совместные поездки,
совместные поездки,
походы
походы
1.1. вполне конкретные
вполне конкретные
практические
практические
занятия, меняющие
занятия, меняющие
статус увлечения на
статус увлечения на
более серьезный:
более серьезный:
автомеханика,
автомеханика,
компьютерная
компьютерная
графика, различные
графика, различные
виды домоводства.
виды домоводства.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Как нивелировать
Как нивелировать
проблемы учителю
проблемы учителю
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Потребительское отношение к
Потребительское отношение к
взрослым
взрослым
Положительные проявления:
Положительные проявления:
Желание проверить равенство прав со
Желание проверить равенство прав со
взрослыми
взрослыми
Отрицательные проявления:
Отрицательные проявления:
Расширение своих прав и сужение своих
Расширение своих прав и сужение своих
обязанностей
обязанностей
Воспитательное воздействие:
Воспитательное воздействие:
Не снижать требований, объяснять их
Не снижать требований, объяснять их
разумность. Помогать ребенку выполнять
разумность. Помогать ребенку выполнять
эти требования ( ребенок должен
эти требования ( ребенок должен
чувствовать безопасность)
чувствовать безопасность)
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Недостаточный опыт общения
Недостаточный опыт общения
Отрицательные проявления:
Отрицательные проявления:
Агрессия, замкнутость, вызванные
Агрессия, замкнутость, вызванные
неспособностью объяснить свое
неспособностью объяснить свое
поведение, а так же незнанием
поведение, а так же незнанием
конструктивных способов решения
конструктивных способов решения
конфликтных ситуаций
конфликтных ситуаций
Воспитательное воздействие:
Воспитательное воздействие:
Совместный анализ поступков ребенка.
Совместный анализ поступков ребенка.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Реакция группирования
Реакция группирования
Положительные проявления:
Положительные проявления:
Подростковая группа своеобразный социальный
Подростковая группа своеобразный социальный
«полигон», где отрабатываются и усваиваются
«полигон», где отрабатываются и усваиваются
мужские и женские роли, формируется социально
мужские и женские роли, формируется социально
ответственное поведение
ответственное поведение
Отрицательные проявления:
Отрицательные проявления:
Ребенок полностью растворяется в группе, без нее
Ребенок полностью растворяется в группе, без нее
как бы не существует. Влияние группы тем больше,
как бы не существует. Влияние группы тем больше,
чем неблагополучнее его отношения с родителями
чем неблагополучнее его отношения с родителями
Воспитательное воздействие:
Воспитательное воздействие:
Налаживание взаимоотношений в семье. Расширить
Налаживание взаимоотношений в семье. Расширить
мир увлечений подростка
мир увлечений подростка
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Самооценка
Самооценка
Положительные проявления:
Положительные проявления:
Подростки с адекватной самооценкой имеют
Подростки с адекватной самооценкой имеют
большое поле интересов, активность их направлена
большое поле интересов, активность их направлена
на различные виды деятельности, а так же на
на различные виды деятельности, а так же на
познание себя и других в процессе общения
познание себя и других в процессе общения
Отрицательные проявления:
Отрицательные проявления:
Низкая или неоправданно высокая самооценка.
Низкая или неоправданно высокая самооценка.
Воспитательное воздействие:
Воспитательное воздействие:
Оценочные суждения со стороны взрослых должны
Оценочные суждения со стороны взрослых должны
быть направлены не на личность в целом, а на
быть направлены не на личность в целом, а на
конкретный поступок.
конкретный поступок.
Обстоятельный разбор причин побед и неудач.
Обстоятельный разбор причин побед и неудач.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Ранний юношеский
Ранний юношеский
возраст
возраст
(1011 классы)
(1011 классы)
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
1.1. Повышенное внимание к своей
Повышенное внимание к своей
внешности, склонность находить у
внешности, склонность находить у
себя физические отклонения
себя физические отклонения
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
2.2. общее эмоциональное состояние
общее эмоциональное состояние
становится более ровным: :
становится более ровным
нет резких аффективных вспышек,
нет резких аффективных вспышек,
как у подростков
как у подростков
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
3.3. открытие своего внутреннего мира
открытие своего внутреннего мира. .
Если ребенок раньше был
Если ребенок раньше был
центрирован на внешних стимулах, то
центрирован на внешних стимулах, то
теперь он заинтересован своим
теперь он заинтересован своим
внутренним миром
внутренним миром
формируется представление о
формируется представление о
собственной уникальности
собственной уникальности
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Помощь в становлении
Помощь в становлении
самосознания
самосознания
Поддерживать представление о собственной
Поддерживать представление о собственной
уникальности, но в то же время показывать, что
уникальности, но в то же время показывать, что
каждый из них точно также убеждён в своей
каждый из них точно также убеждён в своей
уникальности, именно поэтому её нельзя считать
уникальности, именно поэтому её нельзя считать
проявлением собственного превосходства над
проявлением собственного превосходства над
другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и
другими. Уважая свою уникальность, нужно уважать и
неповторимость других людей, чужое мнение,
неповторимость других людей, чужое мнение,
стремиться понять точку зрения другого, не
стремиться понять точку зрения другого, не
навязывать свои взгляды окружающим.
навязывать свои взгляды окружающим.
Направлять внимание на изучение опыта старших, на
Направлять внимание на изучение опыта старших, на
уроки человечества, на историю собственной жизни.
уроки человечества, на историю собственной жизни.
Раскрывать перспективу жизни, показывать варианты
Раскрывать перспективу жизни, показывать варианты
их будущего, тем более, что мечты о будущем
их будущего, тем более, что мечты о будущем
занимают центральное место в их переживаниях.
занимают центральное место в их переживаниях.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
4.4. Центральным новообразованием
Центральным новообразованием
ранней юности является
ранней юности является
самоопределение, ,
самоопределение
как профессиональное, так и
как профессиональное, так и
личностное
личностное
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Учебная деятельность
Учебная деятельность
становится учебнопрофильной,
становится учебнопрофильной,
реализующей профессиональные и
реализующей профессиональные и
личностные устремления юношей и
личностные устремления юношей и
девушек.
девушек.
приобретает черты избирательности,
приобретает черты избирательности,
осознанности.
осознанности.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Психические новообразования
Психические новообразования
5.5. стремление к доверительности во
стремление к доверительности во
взаимодействии с взрослыми и к
взаимодействии с взрослыми и к
«исповедальности» со
«исповедальности» со
сверстниками.
сверстниками.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать
1. Будьте способны понять, принять, посочувствовать, оказать
поддержку.
поддержку.
Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические
Никто не хочет в ответ на свою правду получить критические
замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут
замечания, злую шутку в свой адрес. Правду о себе люди несут
только тем, кто способен её принять, кто может предложить
только тем, кто способен её принять, кто может предложить
решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого
решение проблем или искреннее сочувствие. Именно этого
подростки ждут от взрослых, но часто получают обратную
подростки ждут от взрослых, но часто получают обратную
реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия
реакцию, которая ведёт к потере взаимопонимания и доверия
между близкими людьми.
между близкими людьми.
Если у вас не получается принять ученика таким, какой он есть,
Если у вас не получается принять ученика таким, какой он есть,
поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами
поддержать в сложной ситуации, то он перестанет быть с вами
искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и
искренним, т.к. он нуждается не в критике, а в понимании и
сочувствии.
сочувствии.
2. Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не
2. Учитесь правильно выражать свои эмоции, постарайтесь не
устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий
устраивать сцен и скандалов по поводу неудачных действий
учащихся, не прибегайте к физической силе, показывая тем
, не прибегайте к физической силе, показывая тем
учащихся
самым своё бессилие.
самым своё бессилие.
Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного
Если взрослые люди способны прийти в ярость от неприятного
известия, то ученики не просто не сообщат вам о нём, но
известия, то ученики не просто не сообщат вам о нём, но
сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы
сделают всё, чтобы скрыть от вас правду. В результате вы
узнаете правду самыми последними и как правило только тогда,
узнаете правду самыми последними и как правило только тогда,
когда уже ничего нельзя исправить.
когда уже ничего нельзя исправить.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
3.Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
Совершенно естественно ждать успехов от
Совершенно естественно ждать успехов от
подростков, но нужно научиться справляться и с его
подростков, но нужно научиться справляться и с его
неудачами.
неудачами.
4.Не торопитесь искать виноватых. .
4.Не торопитесь искать виноватых
Попытка найти виноватого к действенному решению
Попытка найти виноватого к действенному решению
проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы
проблем никогда не приведут, но отнимут у вас силы
и время.
и время.
5.Не афишируйте свою беспомощность. .
5.Не афишируйте свою беспомощность
Надо научиться решать проблемы, не приходя в
Надо научиться решать проблемы, не приходя в
ужас от их количества.
ужас от их количества.
6.Не торопитесь наказывать детей, иначе правда для
, иначе правда для
6.Не торопитесь наказывать детей
ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью
ребёнка теряет всякий смысл, если с помощью
молчания можно избежать наказания
молчания можно избежать наказания
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
7.Не будьте унылыми пессимистами. .
7.Не будьте унылыми пессимистами
С печалями и тревогами обычно не ходят к
С печалями и тревогами обычно не ходят к
пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень
пессимистам, т.к. пессимизм бывает очень
заразительным, и тогда любая пустяковая проблема
заразительным, и тогда любая пустяковая проблема
становятся неразрешимой.
становятся неразрешимой.
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите
8.Учитесь радоваться чужим и своим победам и учите
этому своих учеников..
этому своих учеников
9.Старайтесь говорить правду, подростки очень чутко
9.Старайтесь говорить правду, подростки очень чутко
распознают ложь.
распознают ложь.
Старайтесь вести себя так, чтобы ученики не
Старайтесь вести себя так, чтобы ученики не
боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.
боялись говорить вам правду, и тогда её вам скажут.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
10. Чтобы максимально избежать
10. Чтобы максимально избежать
конфликтов со старшими подростками,
конфликтов со старшими подростками,
применяйте определённые приёмы общения: :
применяйте определённые приёмы общения
Рассказ об аналогичном поступке.
Рассказ об аналогичном поступке.
Обращение по неизвестному адресу.
Обращение по неизвестному адресу.
Остроумная шутка, ответ, замечание.
Остроумная шутка, ответ, замечание.
Приём парадокса.
Приём парадокса.
Приём незамеченного оскорбления.
Приём незамеченного оскорбления.
Авансирование доверием, похвалой.
Авансирование доверием, похвалой.
Приём незаслуженного одобрения.
Приём незаслуженного одобрения.
Приём моральной поддержки и т.п.
Приём моральной поддержки и т.п.
Презентация для классных руководителей "Психологические проблемы старшеклассников"
Успешного учебного года
Успешного учебного года
Вам и Вашим ученикам!
Вам и Вашим ученикам!
С уважением,
С уважением,
Баклажова О.В.,
Баклажова О.В.,
практический психолог
практический психолог
Ровеньковской гимназии №1
Ровеньковской гимназии №1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.