презентация предназначена для ознакомления педагогов общеобразовательных учреждений, в частности классных руководителей, а также педагогов-психологов, педагогов-организаторов.В ней подробно представляются и описываются основные психолого-педагогические технологии и принципы работы учителя с детьми, требующими особого внимания и заботы, что является обязательным требованием современных Профстандартов педагога.
ПРОФСТАНДАРТ:
психологопедагогические технологии
работы с учащимися
© Фокина Лидия Петровна
«Ребенок привлекает наше внимание,
когда мешает и вносит смуту,
мы замечаем и помним только эти
моменты и не видим,
когда он спокоен, серьезен,
сосредоточен.
Так ребенок учится скрывать свое
истинное лицо,
приноравливается к нашим
требованиям.
Он как бы входит в норму наших
требований».
© Фокина Лидия Петровна
Я. Корчак
Категории учащихся, требующих особого
внимания:
Одаренные дети
Дети с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) и детиинвалиды
Дети, оказавшиеся в трудной жизненной
ситуации (ТЖС) или социальноопасном
положении (СОП)
Дети оставшиеся без попечения родителей,
сироты
© Фокина Лидия Петровна
Педагогическая технология совокупность психолого
педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения,
воспитательных средств; она есть организационнометодический
инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология это продуманная во всех
деталях модель совместной педагогической деятельности по
проектированию, организации и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и
учителя (В.М.Монахов).
© Фокина Лидия Петровна
Классификация современных
психологопедагогических технологий
•Педагогические технологии на основе личностной ориентации
педагогического процесса;
• Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации
деятельности учащихся;
• Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования
и реконструирования материала;
• Частнопредметные педагогические технологии;
• Альтернативные технологии;
• Природосообразные технологии;
• Технологии развивающего обучения;
• Педагогические технологии авторских школ.
© Фокина Лидия Петровна
Педагогические технологии на основе личностной
ориентации педагогического процесса
Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и
средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным
особенностям каждого ребенка: берут на вооружение методы
психодиагностики, изменяют отношения и организацию деятельности
детей, применяют разнообразные и мощные средства обучения (в том
числе компьютер), перестраивают содержание образования.
Личностноориентированные
противопоставляют
авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в
традиционной технологии атмосферу любви, заботы, сотрудничества,
создают условия для творчества и самоактуализации личности.
технологии
© Фокина Лидия Петровна
Педагогические технологии на основе активизации и
интенсификации деятельности учащихся
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним
из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое
качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем
мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,
результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является
следствием
педагогических
воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой
педагогической технологии.
целенаправленных
управленческих
К таким технологиям можно отнести игровые технологии, проблемное
обучение, коммуникативные технологии, систему В.Ф.Шаталова,
Е.Н.Ильина, Н.А. Зайцева, А.А. Окунева
© Фокина Лидия Петровна
Педагогические технологии на основе дидактического
усовершенствования и реконструирования материала
Задача обучения включает последовательное формирование систем в
индивидуальных
частнопонятийных,
внутрипредметных, межпредметных и т.д. Подход к знаниям с
системных позиций реализуется и
в структуре предъявляемой
информации,
приемов
систематизации знаний.
использовании
основанных
учащихся:
знаниях
на
ней
и
в
Построение дидактической структуры знаний не может не учитывать
одного из самых современных требований формирования СУД умения
самостоятельно
в
стремительном потоке научной и общественной информации.
ориентироваться
пополнять
знания,
свои
В дидактической системе знаний ученику должны предъявляться не
только сами знания, но и наиболее рациональные методы овладения
знаниями ориентировочная основа действий.
© Фокина Лидия Петровна
Частнопредметные педагогические технологии
учебных
адекватных
конкретных
задачи
помощью
предметов
Дидактические
решаются
частнопредметных
с
технологий обучения, целостность которых обеспечивается
системностью научного содержания учебного предмета, а
также
учебновоспитательном процессе
критериев технологичности.
выполнением
в
Частнопредметные
как
обособленными, самостоятельными, так и встроенными в
общешкольную технологию, иметь общую с ней концептуальную
часть.
технологии
могут
быть
© Фокина Лидия Петровна
Альтернативные технологии
В широком смысле под альтернативными технологиями принято
рассматривать те, которые противостоят традиционной
системе обучения какойлибо своей стороной, будь то цели,
содержание, формы, методы, отношения, позиции участников
педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация
может претендовать на статус альтернативной технологии.
© Фокина Лидия Петровна
Природосообразные технологии
в
своей
деятельности
Природосообразностъ педагогический принцип, согласно которому
учитель
руководствуется факторами
естественного, природного развития ребенка (Я. А. Каменский, И.Г.
Песталоцци, А.В. Цистервег). В различное время и различными
авторами принцип природосообразности трактовался поразному,
порождал различные течения в педагогике: фатализм, натурализм,
свободное воспитание и др.
В современном понимании принцип природосообразности требует
соответствия
природным
экопсихологического
закономерностям,
подхода, обращения к этническим культураобразующим истокам
личности.
образовательной
означает
необходимость
технологии
© Фокина Лидия Петровна
Технологии развивающего обучения
свое начало
Теория развивающего обучения берет
в работах
И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. Научное обоснование
этой теории дано в трудах Л.С.Выготского.
В их концепциях обучение и развитие предстают как система
диалектически взаимосвязанных сторон одного процесса. Обучение
признается ведущей движущей силой психического развития ребенка,
становления у него всей совокупности качеств личности: ЗУН (знания,
умственных действий), СУМ
умения,
(самоуправляющие механизмы
(эмоционально
нравственная сфера), СДП (системнодеятельностный подход).
личности), СЭН
навыки), СУД
(способы
© Фокина Лидия Петровна
Педагогические технологии авторских школ
Авторской (инновационной) школой называется учебновоспитательное
заведение, деятельность
оригинальных
(авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую
образовательную практику (или вообще, или для данных условий).
построена
которого
на
художественноэстетической,
Авторская школа является полисистемой с подсистемами учебной,
трудовой,
духовнорелигиозной,
спортивной, научной деятельности, включающей различные формы
коммуникации и общения детей и взрослых. Современные авторские
(инновационные) школы чаще всего возникают на базе обычных массовых
школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной ской основе одну
или несколько какихлибо своих функций.
© Фокина Лидия Петровна
Психологопедагогические приемы,
содействующие улучшению качества взаимоотношений
учащихся и педагогов
Созидательные педагогические приемы :
проявление доброты, внимания, заботы;
просьба;
поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение
определенных интересов и потребностей, выражение положительного
отношения);
"авансирование" личности – предоставление ученику определенного блага,
высказывание положительного мнения о ребенке, хотя он этого в настоящее
время в полной мере еще не заслуживает; аванс побуждает к лучшему;
обходное движение – защита ученика от обвинения коллектива;
прощение;
проявление огорчения;
проявление умений учителя, его мастерство.
© Фокина Лидия Петровна
Психологопедагогические приемы,
содействующие улучшению качества взаимоотношений
учащихся и педагогов
Приемы, способствующие формированию у
учащегося правильного поведения:
убеждение и личный пример. Убеждение – это и разъяснение, и
доказательство правильности или необходимости определенного
поведения либо допустимости какогото поступка. Личный
пример – важный аргумент правоты педагога;
доверие;
моральная поддержка и укрепление веры в свои силы;
вовлечение в интересную деятельность;
-нравственное упражнение;
-коллективная творческая деятельность (коммунарская
методика).
© Фокина Лидия Петровна
Психологопедагогические приемы,
содействующие улучшению качества взаимоотношений
учащихся и педагогов
Приемы, построенные на понимании динамики
чувств и интересов ученика :
-опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в
поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а через
какоето промежуточное звено;
-фланговый подход. Учитель, обнаружив проступок ученика, не
всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие
чувства, которые побуждают к хорошему поведению;
активизация сокровенных чувств ученика. Воздействие
заключается в создании обстоятельств, пробуждающих глубоко
скрытые чувства, которые способствуют воспитанию благородных
стремлений.
© Фокина Лидия Петровна
Спасибо за внимание!
© Фокина Лидия Петровна