По стилю колонн принято различать дорический, ионический и коринфский ордер, сложившиеся в архитектуре Древней Греции. Дорический - самый прочный и тяжелый. . Ионическую колонну интерпритировали как образ прекрасной зрелой женщины. Коринфский - самый легкий и стройный из трех ордеров греческой системы.Ордерная система
Урок изо
8класс
Батурина Любовь Леонидовна
ОРДЕР определенное сочетание несущих и
несомых частей стоечнобалочной конструкции,
их структура и художественная обработка.
Ордер включает несущие части (колонна с
капителью, базой, иногда с пьедесталом) и
несомые (архитрав, фриз и карниз, в
совокупности составляющие антаблемент).
Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным
в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественномонументальный дорический ордер, появившийся в
начале
6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания — стереобата; несущей колонны.
По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными
желобками) с острыми гранями.
Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и
абака
(четырехгранной плиты.) несомой части — антаблемента, включающего архитрав
(горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися
триглифами
(плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из
камня
или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.
Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в
западных
районах греческого мира (Сицилия).
На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.
Ионический ордер
Строгой геометричности, массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному
утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер (появился около
середины VI в. до н.э.) противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм,
плавность линий, своё более женственное вдохновение. Ионический ордер отличался от
дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей .
Тонкие колонны с базой и высокими, но стесанными по краям каннелюрами увенчивались
капителями с завитками, по форме напоминавшей рога барана волютами.
Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Архитрав включал три
выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз декорировался рельефным
изображением. В карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие
яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.
Ионический стиль развивался в основном в Аттике и в восточных районах
Средиземноморья.
Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы
поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в
пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал
предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В
пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали
статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические –
статуями женщин (кариатид).
Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования
Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при
возведении больших по протяжённости храмов.
Символизирует
образ прекрасной
девушки,
выражение её
нежности и
чистоты.
В многоэтажных
постройках лёгкий
коринфский ордер
занимает верхнюю
позицию.
Применяют для
торжественных
музейных зданий,
концертных залов,
театров и т. д.
предыдущих и во многом напоминал ионический.
Коринфский ордер получил развитие с V века до
нашей эры и окончательно оформился в конце IV в. до н. э.
Пропорции коринфского ордера подобны ионическим.
Его характерной чертой являлась высокая капитель,
декорированная рельефными изображениями
листьев анакфа – ядовитого растения.
В колонне нашла своё совершенное воплощение
Коринфский ордер.
Коринфский ордер появился позднее двух
великая душа греческой архитектуры
с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной
уравновешенностью во имя высшей гармонии.
В капители
композитного ордера
присутствует
некоторое
соединение
коринфского и
ионического ордеров.
Он символизирует
лёгкость, изящность.
Применяют для
украшения залов
дворцов, выражения
пышности, богатства,
нарядности.