Российскому читателю мало известны жизнь и творчество Народного поэта Бурятии Николая Гармаевича Дамдинова, его шедевры любовной и гражданской лирики, поэмы, венки сонетов, стихи для детей, песни . По своей тематике творчество Н.Дамдинова всеохватно. Он творил и во многих прозаических жанрах: им написаны исторические и документальные повести, философские эссе, афоризмы и максимы, литературные портреты, очерки, публицистические и критические статьи, мемуары, пьесы.Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть тему «маленького человека» на примере произведения современной литературы;
• создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Л.Улицкой;
• разбудить сознание учащихся постановкой вопросов о смысле жизни;
• обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
• помочь выявлению чувства после прочтения текста.
КОНСПЕКТ ЛУлицкая Народ избранный.doc
«ДЕЛАЯ ДОБРО, БУДЬ БЛАГОДАРЕН ЗА ЭТО» (Л.Н.ТОЛСТОЙ).
ПО РАССКАЗУ Л.Е.УЛИЦКОЙ «НАРОД ИЗБРАННЫЙ»
Цели урока:
Образовательные:
• раскрыть тему «маленького человека» на примере произведения современной литературы;
• создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Л.Улицкой;
• разбудить сознание учащихся постановкой вопросов о смысле жизни;
• обучать анализу эпизода и всего текста, интерпретации текста;
• помочь выявлению чувства после прочтения текста.
Развивающие:
• формировать умение мыслить, делать самостоятельные выводы;
• использовать теоретиколитературные понятия;
• способствовать расширению словарного запаса учащихся.
Воспитывающие:
• воспитывать у учащихся любовь к человеку, доброту, благородство;
• развивать чувство милосердия и сострадания.
Оборудование:
Рассказ Л.Улицкой «Народ избранный», интерактивная доска, презентация к уроку,
анкетирование учащихся по первому впечатлению от прочитанного произведения, запись песни
Булата Окуджавы «Молитва».
Ход урока
Блаженны милостивые…
Из Библии.
Деятельность
учеников
Слушают учителя,
психологический
настрой на
деятельность на уроке.
Прослушивание
комментариев учителя.
№ Этапы
Деятельность учителя
1.
2.
урока
Организацио
нный
момент
Актуализаци
я знаний (по
итогам
анкетирован
ия)
Установочная беседа
• Сегодня у нас уроквстреча, урок
знакомство с писателем.
• Прочитав рассказ Л.Улицкой «Народ
избранный», вы изъявили желание
поговорить о нем – 12,
Рассказ обратил на себя внимание – 7,
Рассказ не понравился – 4,
Неясна концовка рассказа – 5.
• Поэтому считаю необходимым
поговорить о рассказе и попытаться
услышать голос писателя. Просмотр и
прослушивание
презентации.
Краткое
конспектирование
основных моментов.
Беседа по вопросам
учителя.
Работа с текстом:
• Найдите в тексте и
подчеркните детали,
характеризующие
героев
( 1 – Зинаиды, 2 – Кати,
3 – нищих).
3.
Изучение
нового
материала
4.
Мультимедийная презентация (слайды
1, 2,) – сообщение учащегося о писателе
Л.Улицкой, её творчестве
Введение в тему. Работа с заглавием.
(Слайд 3)
• Чего больше всего боится каждый
человек, независимо от возраста, пола,
национальности?
(Болезней, смерти, нищеты, тюрьмы,
одиночества, отверженности)
• В рассказе воплощены почти все
названные вами страхи, обуревающие
людей во все времена.
• О чём нам говорит название? Посмотрите
оглавление рассказов, вошедших в сборник
«Бедные родственники», куда вошёл и
рассказ «Народ избранный».
• Каковы герои этих рассказов? (простые
люди, бедные, но счастливые, маленькие,
но избранные).
• Какой прием использует автор в заглавии
рассказа «Народ избранный»?
• Что изменится, если поменять слова
местами?
• А какие люди названы автором
«избранными»? (Маленькие, убогие,
больные и бедные, нищие и калеки,
отверженные обществом).
• Почему же автор называет этих людей
«избранными»?
Работа с текстом. Анализ текста.
• Кого называют «избранными»?
• Какие они (внешне и внутренне)?
• Чем, по мнению Кати, отличаются
попрошайки от настоящих нищих? (Работа
по группам).
• Сделайте обобщение по вашей работе.
(Слайд 4)
• Слово учителя: Писательница уделяет
большое внимание внешности героев. А
внешность эта непривлекательна, как не
могут быть привлекательны убожество,
нищета, безобразие. В этом герои схожи. И
всё же они, люди, стоящие у храма, не
одинаковы. Одни – жадные, гнусные,
ничтожные, это попрошайки. Они злые и 5.
6.
7.
Один ученик читает.
Следят по тексту
Прослушивание,
возможное дополнение
к анализу.
Прочитывание, ответ
на вопрос: Счастливы
ли герои Л.Улицкой
Зинаида и Катя Рыжая?
тёмные, у них одна забота – денег набрать.
Другие – «настоящие нищие». Они
больные, убогие, но они не ропщут – они
блаженные.
• Зачем же они на Земле?
Выразительное чтение истории о двух
монахинях
Анализ эпизода «Две монахини» (Тема:
высокое предназначение человека)
Слово учителя.
Мало кто из вас согласится с тем, что
«народ избранный» счастлив. Но
христианское представление о счастье
отличается от светского и включает
следующие особенности.
Христианское представление о счастье.
(Слайд 5)
• Обывателю трудно принять такое
представление о счастье, такой тип
поведения и вообще факт существования
таких людей. Но не о них ли нам
рассказывали Пушкин и Гоголь,
Достоевский и Чехов, Горький и Булгаков?
И так же, как в прошлых столетиях,
общество и сегодня как будто не замечает
их, сторонится, а Государственное
мироустройство не берёт их во внимание.
Жизнь создана для среднего человека, а
любой выделяющийся из общей массы
мешает. Мы в нашем обществе не любим о
них говорить, стыдливо испытывая чувство
брезгливости и недоумения, реже чувство
вины.
Такое же отношение к ним мы встречаем и
в рассказе «Народ избранный».
• Но как относится к ним автор? (Автор
ставит их выше обывателей, называет
«избранными», а значит – лучшими).
• Почему? (Они мудрее. Они познали
истинное счастье).
Эпиграф урока. Тема урока.
• Вернитесь к названию темы.
• О чём оно вам говорит? (Будь
благодарен за то, что судьба даёт тебе
возможность делать добро).
А о чём вам рассказал эпиграф урока? (
Счастлив тот, кто способен на добрые, Высказывают
собственное мнение.
Ответы учащихся
Прослушивание песни.
8
Итог
обобщение
9.
Итог
9
10
Домашнее
задание
Звучит
песня
Булата
Окуджавы
«Молитва»
милосердные поступки).
Концовка рассказа.
• Прочитайте концовку рассказа.
• Как вы думаете, что означает концовка
рассказа? (Сон, смерть, забвение,
счастье).
(Зинаида бежит от злой и страшной
реальности в мир грёз и фантазий, она
надеется на лучшее).
Завершение урока
• Это рассказ не только об «избранных»,
но и обо всех нас.
• Высшая мудрость, по мнению Улицкой,
и состоит в том, чтобы научиться верить в
лучшее, уметь смиряться с неизбежными
обстоятельствами, не завидовать чужому
счастью, а быть счастливым самому,
несмотря ни на какие невзгоды.
Нужно ли читать о нищих и калеках?
Нужно ли писать об этом?
Сегодня вы открыли для себя новое имя в
современной литературе – Людмила
Улицкая. А каждый рассказ её – это
открытие.
Письменный ответ на вопрос: Какое
открытие делает автор Л.Улицкая в
рассказе»Народ избранный»? (Слайд 6)
У Булата Окуджава есть замечательная
песня «Молитва».
Тема нашего разговора и песни
перекликаются
Комментарий и выставление оценок.
Рассказ Л. Улицкой «Народ избранный»
Учитель. Поговорим о Людмиле Евгеньевне Улицкой — прозаике, сценаристе кино и
телевидения, чьи книги переведены на семнадцать языков, обладательнице Букеровской премии
2001 года и нескольких литературных премий. Прежде чем начать разговор о рассказе «Народ
избранный», хотелось бы услышать ответ на вопрос: — Чего больше всего боится каждый человек, независимо от возраста, пола и национальности?
Болезней, нищеты, смерти, тюрьмы, одиночества, отверженности.
В рассказе воплощены почти все названные вами страхи, обуревающие людей во все времена.
Обратимся к заглавию.
Первая учебная ситуация. Работа с заглавием
Учитель. Рассказ «Народ избранный» входит в сборник «Бедные родственники», вышедший в
2001 году. Обычно у Улицкой рассказы, соединённые в сборник, связаны между собой либо
темами, либо героями, либо сквозной мыслью. Сравните заглавия рассказов из этого сборника:
«Счастливые», «Бедные родственники», «Бронька», «Генелесумочница», «Дочь Бухары»,
«Лялин дом», «Гуля», «Народ избранный».
— Какие противоположные понятия, взаимоисключающие образы вы обнаружите уже здесь?
Счастливые и несчастные; бедные, но счастливые; маленькие, но необычные, избранные.
— Заглавие последнего рассказа тоже необычно. Прочтите его. Обратите внимание на инверсию.
Изменится ли смысл заглавия, если поменять слова местами?
Если не использовать инверсию, смысл заглавия станет более обыденным, исчезнет
— Теперь прочтите заглавие отстранённо, не обращаясь к содержанию рассказа. Вам поможет
выразительность, возвышенность.
словарь.
Избранный — выбранный, отборный, лучший, отличный.
Какие ассоциации возникают у вас при этом?
Редкие люди, выбранные из числа многих, не такие, как все, необыкновенные, значительные,
имеющие высокое предназначение.
— Какие люди названы автором “избранными”?
Маленькие люди, убогие, больные и бедные, нищие и калеки, отверженные обществом —
— Какое определение больше подходит к слову “народ”, если говорить о героях рассказа?
маргиналы.
— Почему же автор называет этих людей “избранными”?
Народ отверженный.
Вторая учебная ситуация. Анализ текста
— Кого называют “избранными”? Какие они (внешне и внутренне)? Чем, по мнению Кати,
отличаются попрошайки от настоящих нищих?
Ученики получают задание для работы над текстом: найти в тексте и подчеркнуть детали,
характеризующие героев (первая группа работает с характером Зинаиды, вторая — Кати, третья
— нищих). Результаты сводятся в таблицу. Обращается внимание на слово Блаженный.
Презентация для внеклассного мероприятия
Презентация для внеклассного мероприятия
Презентация для внеклассного мероприятия
Презентация для внеклассного мероприятия
Презентация для внеклассного мероприятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.