Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Морозовская основная общеобразовательная школа
Разработка урока (внеклассного мероприятия)
4 класс
на тему: «Весенние праздники, обычаи и традиции на Дону».
в рамках районного конкурса методических материалов
«Педагогическая идея»
Подготовила
Данильчик Ольга Васильевна,
учитель начальных классов
х. Морозов
2017 год
Внеклассное мероприятие на тему: «Весенние праздники, обычаи и традиции на Дону».
Цель:
Задачи:
Воспитательная. Формировать у учащихся ответственность за сохранение
культурно-исторического наследия родного края, сознание причастности к
прошлому, настоящему, будущему;
Развивающая. Развивать у учащихся память, мышление,
коммуникативные компетенции, навыки оформления презентационного
материала, использования инновационных технологий, умение обобщать и
систематизировать письменные и материальные источники; .
Образовательная. Изучить, расширить знания учащихся об истории,
быте, традициях своего народа
Оборудование: мультимедийная презентация, предметы
быта: каравай, рушник, блюдо
Ход мероприятия:
(слайд 3) Учащийся: Здравствуйте, гости, жданные
Званные и желанные!
По обычаям донским
Всем гостям поклон мой низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью, с хлебом-солью!
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Учитель: Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. (Слайд 4)Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.
(Слайд 5 ) Все люди любят праздники. Праздник -это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного трудового периода – посева, сбора урожая. . Все они праздновались нашими предками до принятия христианства, поэтому их называют языческими.
(Слайд6) Праздничных дней в России XVIII-XIX вв. было много: 140-150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём славян. Их называли календарными или годовыми праздниками, т. к. начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год, и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая.
(Слайд 7-9 )Главными среди них были: Святки, Масленица, Семицкая Неделя, Иваново-Купальские празднества, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались самые важные природно-астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие.
Будням противопоставлялся праздник - время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира.
Поэтому цель классного часа познакомиться с основными праздниками, традициями и обычаями русского народа.
(Слайд 10-11 )Учащийся: Праздники отмечались обычно всей общиной. В них участвовали все взрослые жители села, деревни, городского квартала или улицы. Каждый праздник имел свою отличительную давней традицией программу. Своеобразие праздничного ритуала зависело от самого события, лежащего в основе праздника, его происхождения и значимости для общества. В то же время праздники имели и много общего. Необходимыми компонентом многих из праздников были молебен и Крестный ход, уличное гулянье и катание на лошадях, длительная трапеза, пляска, игры, в том числе и спортивные, посещение ярмарок с их балаганами, лотками, каруселями, медвежьими потехами.
Поэтому цель классного часа познакомиться с основными праздниками, традициями и обычаями русского народа.
Учащийся: 22 марта на Руси издавна отмечали день встречи весны. Звался этот день «Сороки». Сорок сороков. Сорок мучеников. Сорок святых. Было поверье, что на Сороки прилетает сорок птиц, что сорока начинает строить себе гнездо и кладет в него сорок палочек. На Сороки день с ночью равняется и начинается настоящая весна.
(Слайд 12 )Учащийся: По традиции, к началу этого праздника, отмечаемого в день весеннего равноденствия, выпекали из теста вешних птичек. Жаворонков, скворцов, куликов. Птички должны были быть аппетитные, с хрустящей поджаристой корочкой. Что же делали с этими птичками? Забирались на крыши домов, подбрасывали их вверх и пели песни-веснянки. Дети залезали на стога прошлогодней соломы, выкладывали там всех печёных птичек, плясали и припевали:
– Весна, весна, на чём пришла?
– На сошеньке, на бороночке!
Кулики, жаворонки, слетайтесь в одонки.
Учащийся:
В некоторых деревнях вешали печёных жаворонков на колья, нанизывали на вилы и поднимали их вверх. Так зазывали весну! Соскучились по ней за долгую студеную зиму.
(Слайд 13 )Учитель: Пожалуй, самым веселым праздником на Руси можно назвать Масленицу. Этот праздник считается отголоском дохристианских времен, когда славяне еще были язычниками.
Учащийся:
В старину считалась масленица праздником поминовения усопших. Так что сжигание масленицы - это ее похороны, а блины - это поминальное угощение. Но прошло время, и русский люд, жадный до веселья и отдыха, превратил грустный праздник в разудалую Масленицу. Но осталась традиция печь блины - круглые, желтые и горячие, как солнце, а к ней добавились катания на конных упряжках и санях с ледяных гор, кулачные бой, тещины посиделки. Масленичные обряды очень необычны и интересны, так как они сочетают в себе завершение периода зимних праздничных ритуалов и открытие нового, весеннего периода праздников и обрядов, которые должны были способствовать получению богатого урожая. Масленицу справляют целую неделю перед Великим постом. Причем каждый день Масленичной недели был посвящен особым ритуалам.
Понедельник, Масленица
(Слайд 14 )Учащийся: В понедельник Масленицу встречали. В этот день из соломы делали чучело Зимы, надевали на него старую женскую одежду и с пением возили на санях по деревне. Затем чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. Катание с гор - это не просто забава, а старинный обряд, ведь считалось, что у того, кто больше раз с горы скатиться, у того и лен выше будет.
Вторник, Масленица
(Слайд 15 )Учащийся: Вторник назывался «заигрыш». С этого дня по всей деревне начинались разного рода развлечения: катания на санях, народные гулянья, представления скоморохов и кукольных театров во главе с Петрушкой. На улицах расхаживали ряженые, в масках, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты. Большими компаниями катались по городу, на тройках и на простых санях.
Среда, Масленица
(Слайд 16 )Учащийся: Среда – лакомка - открывала угощение во всех домах культовым масленичным блюдом - блинами - и другими яствами. В каждой семье накрывали столы с вкусной едой, пекли блины, варили пиво. Повсюду появлялись торговые палатки. В них продавались горячие сбитни (напитки из воды, меда и пряностей), каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, прямо под открытым небом, из кипящего самовара можно было выпить чаю
Четверг, Масленица
(Слайд 17 )Учащийся: На четверг - разгул - приходилась середина игр и веселья. Именно тогда проходили и жаркие масленичные кулачные бои.
Пятница, Масленица
(Слайд 18 )Учащийся: Если в среду зятья угощались блинами в доме у тещи, то в пятницу они устраивали у себя тещины вечера с блинами.
Суббота, Масленица
(Слайд 19 )Учащийся: Суббота в Масленичной неделе была посвящена золовкиным посиделкам. Молодые невестки принимали у себя родных.
Воскресенье, Масленица
(Слайд 20 )Учащийся: Воскресенье получило название «Прощенное». В этот день близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и «прощаться» с умершими. В последний день Масленичной недели происходит самое интересное действо - проводы Масленицы - с торжественным сжиганием чучела Зимы. В большой костер люди бросали также блины и остатки угощения. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Прощание с Масленицей
Учащийся: Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду, очищая ее от жира и остатков скоромного.
(Слайд 21 )Учитель : Еще одним весенним праздником является Пасха Пасха – это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник. Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря друг другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.
Учащийся: После долгого изнурительного поста праздновали Пасху - церковный праздник, охотно поддержанный народом, воспринимавшийся как расцвет весны, пробуждение жизни.
Учащийся: Все знакомы с традициями и обычаями празднования Пасхи в современное время, но мало кто знает, как праздновали Христово Воскресенье на Руси. (Слайд 22) На канун Страстной недели (самая строгая неделя поста) приходилось Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В храмах освящали веточки вербы как напоминание о пальмовых ветвях, которыми устилали путь Христа в столицу иудеи. Каждый человек приносил в дом несколько веточек и бережно складывал за образа до следующего года.
Учащийся:
Большинство народных обрядов совершалось в Чистый (Великий) Четверг.
С Чистого Четверга готовили пасху, пекли куличи, бабы, блины, пряники и мелкие мучные изделия вроде печенья с изображением крестиков, барашков, петушков и курочек, голубков и жаворонков, красили и расписывали яйца. Главным в этот день было привести себя в порядок: умыться (желательно в холодной воде), так как вода смывает все болезни и недуги, придает телу красоту и силу.
(Слайд 23-24) Учащийся: Пасха на Руси - самое радостное и торжественное празднество, которое с нетерпением ждут все православные верующие. И неудивительно, что событию этому сопутствует множество обычаев, идущих из глубины времен. На пасху принято целоваться – христосоваться и обмениваться пасхальными яйцами – писанками. Испокон веков принято в светлое Христово Воскресенье одаривать родных, близких и просто знакомых крашеными яйцами, угощать пасхами да куличами, спрашивая при этом: «Христос воскресе?». В ответ непременно раздается: «Воистину воскресе!»
Учащийся: Как и с любым праздником на Руси, с Пасхой связывали различные приметы и поверья. Четверг перед Пасхой называется Великим или Чистым Четвергом. В этот день готовили так называемую «четверговую соль». Все члены семьи должны по горстке соли ссыпать в один пакет. Эту соль убирали и хранили. Считалось, что она лечебная. Из такой соли делали обереги для семьи, дома, домашних животных, огорода, и т.д.
Учащийся: Во время Пасхи беспрерывно звонили церковные колокола. По давней традиции любой желающий - от ребенка до старца - имел возможность забраться на колокольню и лично огласить округу колокольным звоном, поделившись, таким образом, с другими пасхальной радостью.
(Слайд 25) Учащийся: Завершается первая пасхальная неделя
Красной горкой - праздником, который, как известно, всегда был в России самым
популярным днем для заключения брачных союзов.
(Слайд 26) Учитель: Завершали весенний цикл праздников Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье). «Семицкая» («семиковая») – седьмая после Пасхи – неделя, заканчивающаяся Троицыным днем, носила название «зеленых Святок». В народной Руси именовалась она также «русальной», «зеленой», «задушными поминками», «разгарой» – каждое из названий находит свое объяснение в пережитках русского язычества. «Честная Масленица в гости Семик звала, честь ей за то и хвала!» – говорит народная прибаутка. Семик – это, собственно, четверг (четверток) на последней неделе перед Пятидесятницей; на седьмой неделе после Пасхи. В этот четверг, посвященный древним язычеством верховному богу Перуну, совершались главные приготовления к празднованию Троицына дня. С ним связано столько своеобразных обычаев, что даже старинная народная песня величает его такими словами:
Как у нас в году три праздника:
Первый праздничек – Семик честной…
Учащийся:
Семик «честной» – тоже весенний праздник и притом самый веселый и
коренной, соблюдаемый с древних времен доисторической старины. С широкой
Масленицей у Семика большое сходство и сродство, разница тут только в том, что
один праздник приспособлен к концу зимы, а другой – к концу весны, и оба – в
честь красного солнышка.
(Слайд 27) Учащийся:
Семик – преимущественно девичий праздник. Повсюду к этому дню шла
в деревнях девичья складчина: собирались яйца, пеклись лепешки и пироги,
закупались всяческие лакомства. Девушки целыми деревнями отправлялись в рощу,
на берег речки – завивать березки, «играть песни» и пировать. Основное ядро
Семикового праздника и его отличительная особенность – завиванье венков.
Крестьянские девушки с первых летних дней начинали плести (завивать) венки,
которые были не просто украшением, а выступали в качестве оберегов от нечистой
силы и злых людей. Завивали венки на себя, на родителей, на жениха или просто
на знакомых, оставляя их до Троицына дня, когда ходили «ломать венки», то есть,
погадав на них, бросать в воду. На березки вешались венки, по которым девушки
загадывали о своей судьбе, бросая их на воду, в пруд или реку, в самый Троицын
день. Потонул венок – в этот год замуж не выйти, а, пожалуй, даже и умереть
можно, но очень хорошо считалось, если венок всплывет, да еще и против течения.
(Слайд 28) Учащийся: Вслед
за пирушкой девушки начинали водить хороводы. В ближней роще выбирали кудрявую
березу, срубали самую густую ветку, украшали ее лентами, втыкали вземлю и,
ухватившись за руки, сплетались хороводом и пели песни.
Березонька кудрявая,
Кудрявая, моложавая.
Под тобою, березонька,
Всё не мак цветет,
Под тобою, березонька,
Не огонь горит;
Не мак цветет,
Не огонь горит —
Красные девушки
В хороводе стоят,
Про тебя, березонька,
Всё песни поют.
Семицкие хороводы сопровождались особыми обрядами, посвященными «березе-березоньке», которой воздавались особые почести – вероятно, как живому олицетворению древней богини весны. Наряжали березу в ленты, пестрые лоскутки, носовые платочки, приносили на семицкие пирушки куклу из соломы, разукрашенную березовыми ветками. Повсюду на Руси церкви и дома украшались к Троице ветками березок – как в деревнях, так и в городах.
Учитель: Вот и подходит к концу наш классный час. Сегодня мы с вами вспомнили нашу старину, познакомились с праздниками, традициями и обычаями русского народа. Мы увидели, что русские народные праздники были необыкновенно богаты и разнообразны. К сожалению, некоторые из них сегодня почти забыты. Хочется верить, что неподдельный интерес к русской культуре позволить возродить утерянное и передать потомкам.
(Учитель отмечает хорошую работу групп, благодарит их за труд).
Рефлексия 1. Я хочу сказать…..
2. Мне было……
3. Теперь я знаю……..
Классный час закончен. Спасибо всем!!!!!
Список использованной литературы и ресурсов:
1.Праздники и обычаи народов мира. Энциклопедия «Я познаю мир». Издательство «Астрель», 2002.
1.http://gorko.biz/wp-content/uploads/2010/09/hleb2.jpg
2.http://www.sunhome.ru/tags/image/%EF%E0%F1%F5%E0/0/8
3.http://www.forum.nedug.ru/showthread.php?750533-%D
4.http://www.docme.ru/doc/3428/mne-poschastlivilos._-rodit._sya-na-rusi
5. http://www.collection-scenariev.ru/scenarii-cat59.html
6. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/73375
7. http://kavkaz.forum2x2.ru/t40-topic
8. http://tradicii.com/
9. http://www.goldmuseum.ru/tradicii-rus/
10. http://abc8.ru/tradizii.html
11. http://school16.ucoz.ru/news/2009-02-11-36
12.http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/
13.http://www.goldmuseum.ru/tradicii-rus/
14.http://abc8.ru/tradizii.html
15. http://school16.ucoz.ru/news/2009-02-11-36
16.http://www.ote4estvo.ru/tradicii-i-prazdniki/
17. http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/noauthor/noauthor1/31.html
18. Русский Дом традиции Зелёные праздники. Обычаи и обряды.
Броштейн М. М. , Жуковская Н. Л. Праздники народов России. М.. Росмэн.
2004. С.- 103
Миронец Л. Н., Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
поэзия. М.. соратник. 1980. С- 607
Шангиной И.И. «Русские дети и их игры», «Русский праздник», «Русские
традиционные праздники»,
Кудрявцева Т.С., Михайлова С.Ю. Рассказы о русской культуре.-М.:
ЮНВЕС, 1997.
Титова И.М. Наш любимый праздник.- М.: Топикал, 1993.
Агеева Р.А. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы:
Словарь-справочник. М.: Академия, 2000.
Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1982.
Максимов С.В. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные
праздники. Литературные путешествия.М.: 1986.
Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989.
Энциклопедия зимних праздников: Сост. Л.И. Брудая и др. СПб.: Респекс
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.