История вопроса
В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание.
Дети с СДВГ
Имеют трудности не только в поведении, но и в учебе.
Ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Недостаточное развитие координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях
Диагностические критерии СДВГ
А) Невнимательность
неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
неспособность вслушиваться в обращенную речь;
неспособность доводить выполняемую работу до конца;
неспособность организовать свою деятельность;
отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
забывчивость в повседневной деятельности;
отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Диагностические критерии СДВГ
Импульсивность
выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
не может дождаться своей очереди.
часто вмешивается, прерывает;
резкие смены настроения;
не подчиняется правилам (поведения, игры);
имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Вопросы к специалисту
Нарушены ли контакты со сверстниками у детей с СДВГ?
Родители или воспитатели нередко берут на себя роль внешнего регулятора деятельности такого ребенка. Правильно ли это?
Существует ли опасность, что гиперактивность ребенка впоследствии скажется на особенностях его поведения и личности?
Может ли ребенок с СДВГ при создании для него оптимальных условий быть достаточно успешным?
РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателю
Обращать внимание на успехи и достижения. Похвала-замечание 5:1
Не «замечайте» мелкие шалости, не кричите на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
Возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
Во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести;
Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.
Очень важен конструктивный диалог с родителями!
Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком поддерживать позитивную установку. Хвалить, когда он этого заслуживает, подчёркивать успехи;
Избегать слов «нет» «нельзя»;
Говорить сдержанно, спокойно, мягко(окрики возбуждают ребёнка);
Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить:
Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
Поддерживать дома чёткий распорядок дня;
Избегать по возможности пребывание в крупных магазинах, на рынках Т.К. оказывает на ребёнка чрезвычайное стимулирующее действие
Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
Полезна: ежедневная физическая активность на свежем воздух - прогулки, бег, плавание, теннис, но не борьба или бокс ,т.к. эти виды спорта травматичны
Дети с диагнозом СДВГ, не получающие лечения и коррекции, имеют все шансы в
подростковом возрасте поиметь ОВР (опозиционно-вызывающее расстройство поведения).
Поэтому, важнейшей социальной миссией педагога является не
отвержение и изгнание такого ребенка, а помощь в выявлении и коррекции синдрома.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.