Гиперактивность - совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью.
История вопроса
В середине 19-го века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище Непоседа Фил. С 60-х годов 20-го века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга). С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание.
Проблемами гиперактивных детей занимались :
Равич- Щербо И.В.
Алексеева Л.С.
Кошелева А.Д.
Дубровина И.В.
Шольц Ф.
Камман Р.
Айрапетянц В.
Суходолец В.
Шевченко Ю.С.
Сиротюк А.Л.
Красова В.А.
Ковалёв В.В.
ТАКОЙ БАЛАМУТ ЕСТЬ В КАЖДОМ ДЕТСКОМ САДУ. ЕРЗАЕТ, БОЛТАЕТ, ВСЕМ МЕШАЕТ.
"ЭТО КАТАСТРОФА",- ВЗДЫХАЮТ ВОСПИТАТЕЛИ.
"ЭТО БОЛЕЗНЬ",- ПОПРАВЛЯЮТ ДОКТОРА.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ – что это?
Статистика
Мальчиков, с диагнозом СДВГ в 9 раз больше, чем девочек.
В 30-70% случаев симптомы СДВГ остаются с человеком на всю жизнь.
Дети с СДВГ
Имеют трудности не только в поведении, но и в учебе.
Ребенок не склонен прислушиваться к советам взрослых.
Недостаточное развитие координации движений, зрительного восприятия, речевого развития.
Мозг таких детей нуждается в постоянных сильных раздражителях
Как определяется СДВГ?
Что такое дефицит внимания?
Что такое гиперактивность?
Что такое импульсивность?
Диагностические критерии СДВГ
А) Невнимательность
неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
неспособность вслушиваться в обращенную речь;
неспособность доводить выполняемую работу до конца;
неспособность организовать свою деятельность;
отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
исчезновение предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
забывчивость в повседневной деятельности;
отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Диагностические критерии СДВГ
Б) Гиперактивность и импульсивность
Гиперактивность
суетлив, не может сидеть спокойно;
вскакивает с места без разрешения;
бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
не может играть в тихие игры, отдыхать
Диагностические критерии СДВГ
Импульсивность
выкрикивает ответ, не дослушав вопрос.
не может дождаться своей очереди.
часто вмешивается, прерывает;
резкие смены настроения;
не подчиняется правилам (поведения, игры);
имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других – нет).
Вопросы к специалисту
Нарушены ли контакты со сверстниками у детей с СДВГ?
Родители или воспитатели нередко берут на себя роль внешнего регулятора деятельности такого ребенка. Правильно ли это?
Существует ли опасность, что гиперактивность ребенка впоследствии скажется на особенностях его поведения и личности?
Может ли ребенок с СДВГ при создании для него оптимальных условий быть достаточно успешным?
РЕКОМЕНДАЦИИ воспитателю
Обращать внимание на успехи и достижения. Похвала-замечание 5:1
Не «замечайте» мелкие шалости, не кричите на ребёнка, так как от шума возбуждение усиливается;
Возьмите ребёнка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе;
Во время занятий посадите за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты;
В середине занятия дайте возможность подвигаться: попросите что-нибудь поднять, принести;
Хвалите за каждые проявления сдержанности, самоконтроля, открыто проявляйте свой восторг, если он довёл какое-то дело до конца.
Очень важен конструктивный диалог с родителями!
Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей
В своих отношениях с ребёнком поддерживать позитивную установку. Хвалить, когда он этого заслуживает, подчёркивать успехи;
Избегать слов «нет» «нельзя»;
Говорить сдержанно, спокойно, мягко(окрики возбуждают ребёнка);
Давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить:
Поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания;
Поддерживать дома чёткий распорядок дня;
Избегать по возможности пребывание в крупных магазинах, на рынках Т.К. оказывает на ребёнка чрезвычайное стимулирующее действие
Оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности
Полезна: ежедневная физическая активность на свежем воздух - прогулки, бег, плавание, теннис, но не борьба или бокс ,т.к. эти виды спорта травматичны
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.