Презентация доклада к родительскому собранию.
Стиль воспитания – это стиль взаимоотношений с ребенком в семье , характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителем и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов.
«…В реальной жизни все еще более сложно, чем в любой классификации. В семье могут быть представлены одновременно несколько стилей отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и дедушки могут конфликтовать друг с другом, отстаивая каждый свой стиль и многое другое. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи…» (Валерия Сергеевна Мухина)
Стили
семейного
воспитания
МБОУ СОШ №2
им. Н.И. Бореева
г. Моршанск
Любовь и
забота
родителей
Освоение
главных видов
общественной
деятельности
СЕМЕЙНОЕ
ВОСПИТАНИЕ
Семья – прототип
общества
Общение с
младшими и
старшими
Поведение
и
социальные
роли
мужчин и
женщин
Стиль воспитания –
это стиль взаимоотношений с ребенком в
характеризуемый
семье
степенью
,
теснотой
заботы и опеки,
контроля,
эмоциональных
между
контактов
характером
родителем
и
руководства поведением ребенка
со
стороны взрослых, количеством запретов.
ребенком,
Высокий контроль
Стили воспитания
АВТОРИТАРНЫЙ
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Низкая поддержка Высокая поддержка
Низкий контроль
Учет возрастных
особенностей,
потребностей, нужд.
Равноправие.
Учёт интересов
и желаний.
Взаимная забота
и ответственность.
Особенности воспитания:
Поддержка,
помощь.
Девиз воспитания: «ВМЕСТЕ»
Стиль воспитательных отношений : ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ
Роль ребенка в семье: равноправный член коллектива
Формирующиеся черты характера:
Доброжелательность
открытость,
инициативность.
Заботливость,
ответственность,
самостоятельность.
Уверенность,
трудолюбие.
Авторитетные
родители:
Авторитарные
родители
Либеральные
родители
Безразличные родители
Стиль воспитательных отношений:
АВТОРИТАРНЫЙ
Девиз воспитания: «ДЕЛАЙ, КАК СКАЗАНО»
Особенности воспитания:
ограничение свободы, выбора,
самостоятельности
игнорирование нужд, желаний, потребностей,
высокие требования;
много обязанностей;
жесткая система запретов, санкций,
отсутствие поддержки;
наказаний;
жесткое обращение;
деспотизм, тирания;
Формирующиеся черты характера:
чувство тревоги, одиночества, комплексы,
неполноценности, вины за чтото, лживость,
подобострастие, угодничество, забитость,
пессимизм, демонстративность, бунтарство,
мстительность, агрессивность, обида,
нерешительность, озлобленность,
безынициативность, недоверчивость,
неуверенность, формирование невротических
расстройств у подростков.
Роль ребенка в семье: ужасный ребенок,
мучитель, козел отпущения, забитый,
Золушка, паинька.
Стиль воспитательных отношений:
ГИПООПЕКА (равнодушие, безнадзорность)
Девиз воспитания: «ЖИВИ, КАК ХОЧЕШЬ»
Особенности воспитания:
отсутствие заботы о здоровье, нуждах,
внешнем облике, успешности;
игнорирование потребностей, желаний,
интересов, нужд;
эмоциональное равнодушие, холодность,
отвержение;
попустительство в сфере контроля за
поведением;
вседозволенность;
Формирующиеся черты характера:
самостоятельность, склонность к
асоциальным формам поведения: воровство,
праздность, бродяжничество, поиск
удовольствий (токсины, алкоголь, наркотики),
грубость, гневность, раздражительность,
агрессивность, мстительность, задиристость,
озлобление, демонстративность (как попытка
привлечь к себе внимание), жестокость,
бесстрашие, отсутствие стыда, чувства вины,
эгоизм, лживость, манипулирование (вызывает
жалость, дает обещания, прикинется дурачком
или обворожительным, красноречиво
раскаивается) и т.д.
Роль ребенка: козел отпущения,
путающийся под ногами, мальчик для битья .
Стиль воспитательных отношений:
ГИПЕРОПЕКА
Особенности воспитания:
удовлетворение прихотей
Покровительство
освобождение от трудностей и
неприятных обязанностей
Девиз воспитания: «ВМЕСТО»
Роль ребенка: кумир, сокровище,
маменькин сынок, болезненный, маленький.
преувеличение талантов и способностей
слабо или совсем не регламентируется
поведение и т.п.
Формируются черты характера:
эгоцентризм, иждивенчество,
тунеядство,
потребительство, требовательность,
капризность, зависимость, хамство,
нерешительность, безынициативность,
склонность к непослушанию, буйство,
агрессивность, жесткость, на людях
ведут себя неадекватно и импульсивно,
нетребовательны к себе.
В некоторых случаях дети становятся
активными, решительными и
творческими людьми.
Стиль воспитательных отношений:
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ОТВЕРЖЕНИЕ
Девиз воспитания:
«глаза бы мои на тебя не смотрели»
Особенности воспитания:
Игнорирование потребностей подростка
Жестокое обращение
Недовольство глобальное ребенком
Недостаток искренности в общении
Избежание тесных контактов
Частое физическое наказание
Формируются черты характера:
неуверенность в себе, старание угодить
родителям и добиться их похвалы,
высокая конфликтность, глупость,
неуклюжесть, плохие привычки,
асоциальное поведение, мстительность
Роль ребенка: обуза, тряпка,
«…В реальной жизни все еще более сложно, чем
в любой классификации. В семье могут быть
представлены одновременно несколько стилей
отношения к ребенку: отец, мать, бабушки и
дедушки могут конфликтовать друг с другом,
отстаивая каждый свой стиль и многое другое.
Кроме стилей отношений, обращенных
непосредственно к ребенку, на его воспитание
оказывает безусловное влияние стиль
взаимоотношений взрослых членов семьи…»
Валерия Сергеевна Мухина