Материал к теме выступления
«Экология в русских народных сказах»
Слайд № 1.
Экология в русских народных сказках.
Слайд № 2.
В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению
экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в
занимательной форме описана жизнь какихлибо животных, растений,
явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И
действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает,
знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный
учитель.
Слайд № 3.
ЭКОЛОГИЯ (от греч. «Экос» дом, жилище, местопребывание и
...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими
сообществ между собой и с окружающей средой.
Слайд № 4.
СКАЗКА вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная
повесть, сказание. (В. И. Даль). Если подобрать однокоренные слова к
слову сказка, то получим ряд слов, который раскрывает его смысл:
сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что
рассказывают.
Слайд № 5.
Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно
повстречать не только людей, но и разнообразных зверей. Хотя сказки и
кажутся развлечением, но у них есть воспитательный смысл. Дети с
большим удовольствием и трепетом окунаются в волшебный мир сказок,
где всегда побеждает добро. Однако из любой сказки нужно вынести урок
для себя. На примере героев сказок это объясняется легко, в доступной
форме.
Слайд № 6.
Сказки помогут усвоить некоторые экологические понятия, соотнести
поступки героев с собственными поступками, больше узнать о
взаимозависимости компонентов природы, сформировать бережное
отношение к ней.
Слайд № 7.
Русские народные сказки знакомы детям, они используются как пример и
база для получения нового знания. Детям легко ориентироваться в новой
теме, уже зная некоторые сведения, тем более что сказка – это язык
детства.
Слайд № 8. Так, на примере русской сказки « О молодильных яблоках и живой воде»
акцентируется внимание детей на особых, живительных свойствах воды.
Как утверждают филологи, народное сознание выделило и увековечило в
сказках только две водные ипостаси – вода «мёртвая» и вода «живая».
Зато сколько чудес совершается с их помощью! Не случайно же старинная
пословица гласит: «Мёртвой» водой окропить – плоть и мясо срастаются,
а «живой» окропить – мёртвый оживает.
Слайд № 9.
«Как вы думаете, встречается ли живая вода в природе? Если да, то где?
Может она течёт из под крана?» Учащиеся сталкиваются с новой для себя
задачей. Они заинтригованы и готовы к открытию нового знания.
Слайд № 10.
« Теремок» русская народная сказка.
В теремке поселяются муха – горюха, комар – пискун, мышка –
попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок – кривоног, по горке скакок, лиса
при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, а позже –
медведь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению.
В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и
поведения. Теремок в этой сказке представляет собой экосистему,
которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке.
Медведь же является какойто внешней силой, которая нарушает
целостность экосистемы и приводит к её гибели. Медведь может
отожествляться с человеком или силами природы: засуха, пожар,
наводнение, и т. д.
Слайд № 11.
«Лиса и журавль»
«Журавль стук – стук по тарелке, стучал, случал – ничего не попадает…
Лиса начала вертеться вокруг кувшина… никак достать не может…»
Выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов
животных, связанная со способами питания. Разнообразие строения
животных помогает им приспособится к различным условиям жизни.
Слайд № 12.
«Кощей Бессмертный».
«…Медведь (а так же селезень, заяц) говорит, «Не убивай меня, Иван
царевич! Когданибудь пригожусь тебе» Пожалел его Иван царевич и
пошёл дальше…Взмолилась щукарыба, «Сжалься надо мной, Иван
Царевич! Отпусти ты меня в сине море, ждут меня мои детки малые…»
В этой сказке говорится об охране животных: о запрете отстрела
животных, (медведь и заяц) птиц, (селезень) ловле рыб идущих на нерест
(щука, у которой малые детки).
Слайд № 13.
«Байка про Тетерева» « Захотел тетерев дом построить … бултых в снег! В снегу ночку
ночевал… С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили,
на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в
снегу ночевали …»
Описываются особенности жизнедеятельности тетеревов в связи с их
образом жизни в лесной экосистеме.
Слайд № 14.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно
водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком
станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…»
«…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно
водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!
Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком
станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…»
Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не
пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. От животных человек
может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными
инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через
воду.
Слайд № 15.
«Курочка Ряба»
«Снесла Курочка ряба яичко, да не простое, а золотое…Дед бил, бил, не
разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка хвостиком махнула, яичко
упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет…»
Золотое яйцо – символ богатства нашей природы с её лесами, лугами,
реками, растениями, животными и полезными ископаемыми. Сказка учит,
что нельзя бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек
может остаться ни с чем.
Слайд № 16.
О бережном отношении к природе, т.е. об экологии, люди думали не
только в последние десятилетия, но и в далекие времена. Как вы заметили,
тема экологии затронута даже в сказках.
Берегите природу! Читайте книги!
Презентация "Экология в русских народных сказках"
Презентация "Экология в русских народных сказках"
Презентация "Экология в русских народных сказках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.