Презентация "Экология в русских народных сказках"
Оценка 5

Презентация "Экология в русских народных сказках"

Оценка 5
Презентации учебные
docx
русская литература +1
6 кл
31.05.2017
Презентация "Экология в русских народных сказках"
Публикация является частью публикации:
Материал к теме выступления.docx
Материал к теме выступления  «Экология в русских народных сказах» Слайд № 1. Экология в русских народных сказках. Слайд № 2. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению  экологии. Сюда можно отнести любую детскую книжку, где в  занимательной форме описана жизнь каких­либо животных, растений,  явлений природы. Хорошим материалом в этом плане является сказка. И  действительно, сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит вас с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный  учитель. Слайд № 3. ЭКОЛОГИЯ (от греч. «Эко­с» дом, жилище, местопребывание и  ...логия), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими  сообществ между собой и с окружающей средой. Слайд № 4. СКАЗКА ­ вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная  повесть, сказание. (В. И. Даль). Если подобрать однокоренные слова к  слову сказка, то получим  ряд слов, который  раскрывает его смысл:  сказка – сказывать – рассказывать. То есть сказка – это то, что  рассказывают.   Слайд № 5. Мир русской народной сказки своеобразен и загадочен. В нем можно  повстречать не только людей, но и разнообразных зверей. Хотя сказки и  кажутся развлечением, но у них есть воспитательный смысл. Дети с  большим удовольствием и трепетом окунаются в волшебный мир сказок,  где всегда побеждает добро. Однако из любой сказки нужно вынести урок  для себя. На примере героев сказок это объясняется легко, в доступной  форме. Слайд № 6. Сказки помогут усвоить некоторые экологические понятия, соотнести  поступки героев с собственными поступками, больше узнать о  взаимозависимости компонентов природы, сформировать бережное  отношение к ней. Слайд № 7. Русские народные сказки знакомы детям, они используются как пример и  база для получения нового знания. Детям легко ориентироваться в новой  теме, уже зная некоторые сведения, тем более что сказка – это язык  детства. Слайд № 8. Так, на примере русской сказки   « О молодильных яблоках и живой воде» акцентируется внимание детей на особых, живительных свойствах воды.  Как утверждают филологи, народное сознание выделило и увековечило в  сказках только две водные ипостаси – вода «мёртвая» и вода «живая».  Зато сколько чудес совершается с их помощью! Не случайно же старинная пословица гласит: «Мёртвой» водой окропить – плоть и мясо срастаются,  а «живой» окропить – мёртвый оживает. Слайд № 9. «Как вы думаете, встречается ли живая вода в природе? Если да, то где?  Может она течёт из под крана?» Учащиеся сталкиваются с новой для себя  задачей. Они заинтригованы и готовы к открытию нового знания. Слайд № 10. « Теремок» русская народная сказка. В теремке поселяются муха – горюха, комар – пискун, мышка –  попрыгуха, лягушка квакушка, заюнок – кривоног, по горке скакок, лиса ­  при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, а позже –  медведь, чьё появление в теремке приводит к его разрушению.          В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и  поведения. Теремок в этой сказке представляет собой экосистему,  которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке.  Медведь же является какой­то внешней силой, которая нарушает  целостность экосистемы и приводит к её гибели. Медведь может  отожествляться с человеком или силами природы: засуха, пожар,  наводнение, и т. д. Слайд № 11. «Лиса и журавль» «Журавль стук – стук по тарелке, стучал, случал – ничего не попадает…  Лиса начала вертеться вокруг кувшина… никак достать не может…»       Выявляется  разница в строении ротовых аппаратов у разных видов  животных, связанная со способами питания. Разнообразие строения  животных помогает им приспособится к различным условиям жизни. Слайд № 12. «Кощей Бессмертный». «…Медведь (а так же селезень, заяц) говорит, «Не убивай меня, Иван­ царевич! Когда­нибудь пригожусь тебе» Пожалел его Иван­ царевич и  пошёл дальше…Взмолилась щука­рыба, «Сжалься надо мной, Иван­ Царевич! Отпусти ты меня в сине море, ждут меня мои детки малые…»         В этой сказке говорится об охране животных: о запрете отстрела  животных, (медведь и заяц) птиц, (селезень) ловле рыб идущих на нерест  (щука, у которой малые детки). Слайд № 13. «Байка про Тетерева» « Захотел тетерев дом построить … бултых в снег! В снегу ночку  ночевал… С детками они во чисто поле ходили, деток мошками кормили,  на вольный свет выводили и по вольному свету летали и опять зимой в  снегу ночевали …»          Описываются особенности жизнедеятельности тетеревов в связи с их   образом жизни в лесной экосистеме. Слайд № 14. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно  водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!                                      ­ Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком  станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…» «…И захотелось Иванушке пить… Стоит коровье копытце полно  водицы… Сестрица Алёнушка, хлебну я из копытца!                                      ­ Не пей, братец, телёночком станешь… Не пей братец, козлёночком  станешь! … Не послушался Иванушка… И стал козлёночком…» Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не  пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. От животных человек  может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными  инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через  воду. Слайд № 15. «Курочка Ряба» «Снесла Курочка ряба яичко, да не простое, а золотое…Дед бил, бил, не  разбил. Баба била, била, не разбила. Мышка хвостиком махнула, яичко  упало и разбилось. Дед плачет, баба плачет…»        Золотое яйцо – символ богатства нашей природы с её лесами, лугами,  реками, растениями, животными и полезными ископаемыми. Сказка учит,  что нельзя  бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек  может остаться ни с чем.  Слайд № 16. О бережном отношении к природе, т.е. об экологии, люди думали не  только в последние десятилетия, но и в далекие времена. Как вы заметили, тема экологии затронута даже в сказках.  Берегите природу! Читайте книги!

Презентация "Экология в русских народных сказках"

Презентация "Экология в русских народных сказках"

Презентация "Экология в русских народных сказках"

Презентация "Экология в русских народных сказках"

Презентация "Экология в русских народных сказках"

Презентация "Экология в русских народных сказках"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017