В данной презентации представлены основные этапы информатизации отечественного образования.
1.Введение программирования в обучение в СССР в 50-е гг. ХХ в. А.П. Ершов, г.Новосибирск.
2.Специализация по программированию на базе школ с математическим уклоном в 60-е гг. ХХ в. (Москва, школа № 425).
3.Элементы кибернетики как факультативные курсы в 9-10 кл. в серед. 70-х гг. ХХ в. (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов).
4.Элементы кибернетики как факультативные курсы в 9-10 кл. в серед. 70-х гг. ХХ в. (В.С. Леднев, А.А. Кузнецов)
5.Программирование и вычислительная математика с использованием программируемых калькуляторов на факультативных курсах в 70-80-е гг. ХХ в.
6.Специализация оператора ЭВМ, электромеханика, программиста-лаборанта и др. на базе УПК в 70-80-е гг.
7.Введение в школу предмета «Основы информатики и вычислительной техники» в школьную программу в 1984-85 году.
8.Компьютеризация школ в начале 21 века.
Этапы информатизации отечественного образования 2.pptx
1.Введение программирования в
обучение в СССР в 50-е гг. ХХ в. А.П.
Ершов, г.Новосибирск
Появление первых электронных
вычислительных машин (ЭВМ) в нашей
стране относится к началу 50-х гг. XX
века. Вместе с этим получила бурное
развитие новая область человеческой
деятельности — программирование для
ЭВМ.
Вскоре после появления первых ЭВМ в
научно-исследовательских
учреждениях и крупных вузовских
центрах стали возникать группы
учащихся (нередко разновозрастные)
по изучению начал программирования
для ЭВМ.
Академик Андрей Петрович Ершов (1931-
1988):
- один из зачинателей
- организатора работ по
теоретического и системного
программирования,
созданию первой внедренной
версии школьной информатики,
- создатель Сибирской школы
информатики.
Академик Андрей Петрович Ершов (1931-
1988):
Ершов отмечает, что
программирование необходимо
современному человеку не только
в силу того, что ЭВМ в ближайшем
будущем пронижет все стороны
жизни, но и потому, что современная
жизнь требует повседневного
планирования и предвидения.
2.Специализация по
программированию на базе школ с
математическим уклоном в 60-е гг. ХХ
в. (Москва, школа № 425)
Толчком к созданию первых
официальных учебных программ по
курсу программирования,
ориентированного на учащихся
средних школ, послужило появление в
начале 1960-х гг. школ с
математической специализацией,
предусматривающих
предпрофессиональную подготовку
вычислителей-программистов на базе
общего среднего образования.
Широкую известность в эти годы
получила опытная работа, начатая в
сентябре 1959 г. на базе одного из
классов школы № 425 Первомайского
р-на г. Москвы
С.И. Шварцбурдом.
С 1960/61 учебного года число школ, готовящих
программистов, стало расти.
Министерство просвещения РСФСР утвердило
первый вариант документации для школ с
математической специализацией:
квалификационную характеристику выпускника,
учебный план, программы по общему курсу
математики, а также специальным учебным
предметам:
«Математические машины и
программирование»,
«Вычислительная математика» (в первом
варианте этот предмет имел название
«Приближенные вычисления»).
Становление первых школ (классов) с
математической специализацией
позволило накопить важный для
будущего опыт организационного
взаимодействия общеобразовательных
средних школ с вычислительными
центрами крупных научно-
исследовательских учреждений и
предприятий, оснащенных передовой
вычислительной техникой.
Первые шаги в этом направлении были
связаны с немалыми трудностями.
Успех достигался в результате
объединения интереса и усилий
управлений образования,
шефствующих предприятий и
районных (городских)
административных органов.
Одним из первых примеров такого
сотрудничества в новой для школы области
явилось проведение с помощью
администрации Первомайского района г.
Москвы вычислительной практики учащихся
на базе вновь построенного вблизи школы №
444 (куда в 1962 г. были переведены классы
вычислителей-программистов из школы №
425) Вычислительного центра Центрального
научно-исследовательского института
комплексной автоматизации (ВЦ ЦНИИКА),
взявшего на себя заботы предприятия-шефа.
Подобный опыт сближения
общеобразовательных школ и научно-
производственных учреждений и
предприятий впоследствии был
многократно повторен и широко
использовался при создании и
организации работы районных учебно-
производственных комбинатов во
многих городах страны.
3.Элементы кибернетики как
факультативные курсы в 9-10 кл. в
серед. 70-х гг. ХХ в. (В.С. Леднев, А.А.
Кузнецов)
С введением в среднюю
общеобразовательную школу
факультативных занятий как новой
формы учебной работы, нацеленной на
углубление знаний и развитие
разносторонних интересов и
способностей учащихся, началась
работа и по организации
факультативов по математике и ее
приложениям.
В их числе три специальных
факультативных курса, постановка
которых в той или иной степени
предполагала использование ЭВМ:
1. «Программирование»,
2. «Вычислительная математика»,
3. «Векторные пространства и линейное
программирование».
Впоследствии в перечень
рекомендованных школе
факультативных курсов были
включены новые избранные темы:
1. «Системы счисления и
арифметические устройства ЭВМ» (VII
кл.),
2. «Алгоритмы и программирование»
(VIII кл.),
3. «Основы кибернетики» (IX, X кл.),
4. «Языки программирования» (Х кл.).
Но специальные факультативные
курсы, предполагавшие изучение
программирования для ЭВМ и
элементов кибернетики, не могли
получить широкого распространения.
Это было связано с двумя главными
причинами:
1. неподготовленностью
преподавателей и необеспеченностью
материальной базой,
2. условиями «безмашинного»
преподавания.
4.Программирование и вычислительная
математика с использованием
программируемых калькуляторов на
факультативных курсах в 70-80-е гг. ХХ в.
Во второй половине 1970-х гг. внимание
ученых-методистов было привлечено к
широко распространенным портативным
микропроцессорным приборам —
микрокалькуляторам, обещавшим
немало привлекательных перспектив от
внедрения их в учебный процесс школы.
Перспективы внедрения микрокалькуляторов
в учебный процесс школы:
1. ускорение процессов счета и высвобождение
2.
3.
солидной части учебного времени на
решение прикладных задач,
формирование полезных навыков работы с
автоматическим устройством,
ряд новых возможностей методики
преподавания школьных дисциплин и
прежде всего дисциплин
естественнонаучного цикла — математики,
физики, химии.
5.Специализация оператора ЭВМ,
электромеханика, программиста-
лаборанта и др. на базе УПК в 70-80-е
гг.
В начале 1970-х гг. стали возникать
специализации по профессиональной
подготовке учащихся старших классов
в области применения вычислительной
техники.
Направлений трудовой подготовки
школьников по специальностям, связанным
с изучением и использованием
вычислительной техники :
оператор ЭВМ,
оператор устройств подготовки данных для
ЭВМ,
электромеханик по ремонту и
обслуживанию внешних устройств ЭВМ,
регулировщик электронной аппаратуры,
программист-лаборант,
оператор вычислительных работ.
С началом 1990-х гг. на фоне
решительной перестройки
экономической системы государства,
повлекшей безработицу и развал
многих научно-производственных
предприятий, которые в свое время
создавали и поддерживали
материальную базу УПК, произошло
фактическое исчезновение УПК как
формы образовательной деятельности
средней школы.
6.Введение в школу предмета
«Основы информатики и вычислительной
техники» в школьную программу в 1984-85
году.
Толчком к проработке конкретных
организационно-методических
мероприятий в области
компьютеризации школы стали
«Основные направления реформы
общеобразовательной и
профессиональной школы» (1984).
Одним из главных положений
школьной реформы того времени
стала впервые явно
продекларированная задача введения
информатики и вычислительной
техники в учебно-воспитательный
процесс школы и обеспечения
всеобщей компьютерной грамотности
молодежи.
В конце 1984 г. под совместным
кураторством ВЦ СО АН СССР (А. П. Ершов) и
Научно-исследовательского института
содержания и методов обучения (НИИ
СиМО) АПН СССР (В.М.Монахов) с
привлечением группы педагогов-
информатиков из различных регионов
страны развернулась работа по созданию
программы нового общеобразовательного
предмета для общеобразовательной школы,
получившего название «Основы
информатики и вычислительной техники».
К середине 1985 г. такая работа была
выполнена и одобрена Министерством
просвещения СССР.
В сжатые сроки вслед за программой были
подготовлены пробные учебные пособия
для учащихся, книги для учителей.
Для преподавания нового предмета в
течение летнего периода 1985 и 1986 гг.
была проведена интенсивная курсовая
подготовка учителей, главным образом из
числа работающих преподавателей
математики и физики
К моменту введения информатики в
среднюю школу (1985) уровень
компьютерной подготовки работавших
в то время в школе выпускников
физико-математических факультетов
педвузов в массе своей ни в какой
мере не соответствовал требованиям
преподавания нового курса ОИВТ.
Причины:
• педвузовское образование не давало
образования в области информатики, а было
ориентировано лишь на ознакомление с
началами программирования;
• педвузовская подготовка по
программированию носила исключительно
образовательный характер, она не была
ориентирована на преподавание этого
предмета школьникам.
7.Компьютеризация школ в
начале 21 века.
В начале нового века опубликованы
концепции содержания обучения
информатике в 12-летней школе (2000
г.), проект федерального компонента
государственного образовательного
стандарта по информатике (2002 г.),
документы об экспериментальном
преподавании курса информатики в
начальной и старшей школе (2001-
2002).
2001 г.: Утверждена новая
трехуровневая структура изучения
курса информатики. Изучение
информатики рекомендовано начинать
со II класса.
2002 г., март: Принят Региональный
стандарт содержания образования по
информатике для средней
общеобразовательной школы.
Основная проблема методики
преподавания школьной информатики
в течение последнего десятилетия –
несогласованность содержания и
нормативных сроков изучения
информатики не только по стране, но
и у разных учителей одной школы.
В этой связи утверждение
федерального компонента стандарта
по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и
нового Базисного учебного плана
(09.03.2004 г.) начинает новый, шестой
этап в преподавании информатики в
школе.
Он характеризуется тем, что предмет
получает новое название –
«Информатика и информационно-
коммуникационные технологии» или
сокращенно «Информатика и ИКТ»;
определены сроки его изучения: 3–4,
8–9 и 10–11 классы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.